Печенин Илья Викторович Изгнание евреев из Москвы в 1891-1892 гг. и читательская аудитория журнала «Восход»
кандидат исторических наук, Государственная публичная историческая библиотека
В современном источниковедении большое значение приобретает разработка новых подходов к историческим источникам, поиск новых ракурсов исследования. Дореволюционная еврейская периодическая печать представляет собой многоплановый исторический источник, благодаря чему его можно рассматривать под разными углами зрения, обращая внимание на тот или иной его аспект. Можно констатировать, что на рубеже XIX-XX вв. пресса становится более массовой, по сравнению с предшествующим периодом. Это характерно как для всей дореволюционной российской печати, так и для еврейской прессы, в частности. Существенно возрастают тиражи отдельных еврейских периодических изданий. Если в 1860-1870-е гг. они составляли лишь 400-600 экземпляров[1], то к началу ХХ в. они начитывали от четырех до десяти тысяч[2]. Поэтому большое значение приобретает изучение не только прессы как таковой (анализ ее жанрово-тематической структуры, авторско-редакторского коллектива, отдельных публикаций и т.п.), но и изучение ее массовой читательской аудитории.
Отдельные издания публиковали с целью саморекламы информацию о своих подписчиках. Благодаря наличию этих данных у исследователей есть возможность проанализировать ее распространенность. Несмотря на сложность подобного рода исследований, в последнее время ученые, используя новейшие методы изучения, все большее внимание уделяют исследованию читательской аудитории[3], а израильская исследовательница Ирис Паруш идет еще дальше, рассматривая женскую читательскую аудиторию еврейской печати[4]. Большой интерес представляют так называемые «Материалы журнальной статистики» крупнейшего русско-еврейского журнала «Восход», публиковавшиеся в каждом двенадцатом номере этого ежемесячного издания с 1883 по 1898 г. Сведение данных, публиковавшихся в «Материалах журнальной статистики», в единую электронную таблицу позволяет проследить динамику и масштаб подписки в отдельных населенных пунктах и территориях Российской империи, а также в зарубежных странах, куда также высылался журнал, что дает богатый материал для исследования.
В данном докладе будет проанализировано влияние событий начала 1890-х гг., известных как изгнание евреев из Москвы, на размер и характер читательской аудитории «Восхода». Московская публика составляла достаточно большой сегмент читателей журнала. Москва была одним из лидеров по числу подписчиков журнала, не уступая в этом отношению Петербургу, Киеву и даже Одессе – крупнейшему центру русско-еврейской культуры. Данный ракурс исследования позволит не только выявить взаимосвязь между этими двумя событиями, но и даст материал для характеристики читательской аудитории, позволит представить ее обобщенный социальный портрет.
Выселение около 20 тысяч евреев из Москвы за черту оседлости было осуществлено в 1891-1892 гг. Данная мера касалась, как правило, еврейской бедноты – выселялись отставные николаевские солдаты и их семьи, а также бесправные еврейские ремесленники. Это событие повлияло на количество подписчиков в Москве, которое резко снизилось. В докладе будет представлен график, на котором наглядно видно уменьшение числа подписчиков. С начала 90-х гг. количество подписчиков резко падает: если раньше оно превышало сотню человек, то в последующем опускается ниже этой пороговой цифры. Лишь в 1898 г. ситуация возвращается к докризисным показателям. Вряд ли можно допустить, что беднейшие слои еврейского населения были читателями журнала, ведь они, как правило, даже плохо владели русским языком. На мой взгляд, к выселенным из Москвы относились в том числе и бедные, социально маргинальные слои русско-еврейской интеллигенции, составлявшие ядро московской читательской аудитории «Восхода». Именно их выселение привело к существенному сокращению московской читательской публики. Следует отметить, что после этого выселения изменилось процентное соотношение отдельных социальных групп в московском еврействе. Резко уменьшилась доля ремесленников (с 86% до 38%), в то же время доля купцов и лиц с высшим образованием даже несколько возросла[5].
Интересно, что «когда в 1891 году значительная часть евреев была выселена из Москвы, то же самое предполагалось сделать и в Петербурге. Но из-за возмущения международной общественности царские власти не решились выселить евреев из столицы. Все же множество «бесправных» евреев было выселено»[6]. Данный факт отразился на количестве читателей в Петербургской губернии: как раз в 1891 году там выписывало журнал лишь 128 респондентов – это наименьшая цифра за все годы выпуска журнала. Но в следующем году показатели снова возросли и достигли предшествующего уровня, составив 157 подписчиков (в 1890 году было 159). Таким образом, заметна корреляция текущих событий и временного тренда изменения количества подписчиков журнала. Помимо всего прочего, данное наблюдение свидетельствует о том, что определенную часть читателей «Восхода» в Петербурге составляли именно «бесправные» евреи, жившие в столице полулегально.
Стоит обратить внимание, что в первой половине 1890-х годов существенно возрастает количество иностранных подписчиков журнала. Данное увеличение будет представлено в докладе на графике. На мой взгляд, это можно объяснить следующим образом: растет количество евреев, уезжающих за границу из Российской империи. Усиление эмиграционного процесса было связано с ростом числа погромов, выселением евреев из ряда городов и местечек страны. Еще в 1882 г. министр внутренних дел граф Н. Игнатьев заявлял еврейскому журналисту И. Оршанскому, что «западная граница для евреев открыта»[7]. Я полагаю, что в целом рост количества иностранных читателей «Восхода» вызван скорее не тем, что о журнале узнавали «новые» люди и подписывались на него, а тем, что «старые» подписчики, читавшие журнал еще живя в Российской империи, теперь выписывали его за рубежом.
Таким образом, выяснение влияния изгнания евреев из Москвы в 1891-92 гг. на размер и характер московской читательской публики позволяет сформировать определенные представления о ее социальном облике, понять, какие социальные слои российского еврейства выписывали и читали журнал. Подобный подход к историческому источнику дает новый материал для выводов. Выявление читательской аудитории «Восхода», как типичного дореволюционного русско-еврейского издания, позволяет сделать определенное заключение о читательской аудитории русско-еврейской периодики в целом, что по сей день остается еще не до конца выясненным. Выявление читательской аудитории русско-еврейской периодической печати позволит по-новому взглянуть на социально-культурные процессы, происходившие в российском еврейском обществе на рубеже XIX-ХХ вв.
[1] Одесский «Рассвет» и «Еврейская библиотека» соответственно.
[2] «Восход» и петербургский «Рассвет» в 1907-1915 гг.
[3]См.: Michels T. “Speaking to Moyshe”: the early socialist Yiddish press and its readers // Jewish History. 2000. № 1(14). P. 51-82; Quint A.P. “Yiddish literature for the masses?”A reconsideration of who read what in Jewish Eastern Europe // AJS Review. 2005. № 1(29). P. 61-89; Jelen Sh. Reading and writing women: minority discourse in feminist Jewish Literary studies // Prooftext. 2005. № 1-2(25). P. 195-209; Levin V. Zur Verbreitung jüdischer Zeitschriften in Russland: Sprache versus Geographie // Die jüdische Presse im europäischen Kontext. 1686-1990. Bremen, 2006. S. 101-119.
[4]Parush I. Readers in cameo: women readers in Jewish society of nineteenth-century Eastern Europe // Prooftexts. 1994. № 1(14). P. 1-23; Parush I. Women readers as agents of social change among Eastern European Jews in the late nineteenth century // Gender & History. 1997. № 1(9). P. 60-82; Parush I. Reading Jewish women: marginality and modernization in nineteenth-century Eastern European Jewish society. Waltham, 2004.
[5] Клемперт А. Палестинофильство и сионизм в дореволюционной Москве // Российский сионизм: история и культура. Мат-лы науч. конф. М., 2002. С. 139.
[6] Дубнов С.М. Воспоминания о С.Г. Фруге //Еврейская старина, 1916. Вып. IV, С. 449.
[7] Фруг С.Г.. Иудейская смоковница. Воспоминания. Очерки. Фельетоны. Иерусалим, 1995. С. 273.
Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт