Кирсанов Роман Геннадиевич "Либерализация цен в России в начале 1990-х гг."
кандидат исторических наук, Институт российской истории РАН, с.н.с.
Решение правительства Е.Т. Гайдара о либерализации цен январе 1992 г., которое рассматривалось в числе приоритетных направлений радикальных рыночных реформ, до сих пор вызывает множество споров. Сторонники либерализации указывают на то, что отмена государственного регулирования цен позволила привести денежную массу в соответствие с количеством товаров и услуг и тем самым преодолеть товарный дефицит. Критики «гайдарономики» ссылаются на падение уровня реальных доходов населения, обесценение сбережений физических и юридических лиц и обострение социальных противоречий в обществе. В этой связи в докладе делается попытка разобраться, какие в действительности последствия для населения и страны в целом имела либерализация цен, инициированная новым политическим руководством страны.
Переход от командно-административной экономики к рыночной предполагал отказ от централизованного ценообразования. Ключевым моментом рыночных реформ становились отмена или ослабление государственного контроля над ценами и переход к свободному формированию цен на основе законов рынка.
Приступивший к обязанностям премьер-министра в декабре 1990 г. В.С. Павлов практически сразу же начал воплощение в жизнь тех мероприятий, которые были подготовлены им в бытность работы председателем Госкомцен и министром финансов СССР. С 1 января 1991 г. более чем на 50 % были повышены оптовые цены в промышленности. 25-27 января 1991 г. была проведена денежная реформа, заключавшаяся в обмене купюр достоинством 50 и 100 руб. на новые. В результате денежного обмена удалось изъять, по разным оценкам, от 6 до 10 млрд. рублей, но это мало повлияло на избыток денег в обращении, поскольку текущая эмиссия намного превышала объем изъятых денег.
19 марта 1991 г. вышло постановление Кабинета Министров СССР № 105 «О реформе розничных цен и социальной защиты населения», предполагавшее поэтапную либерализацию цен, «имея в виду, что цены на товары народного потребления и тарифы на услуги формируются с учетом реальной стоимости их производства и реализации, потребительских свойств, соотношения спроса и предложения, установления единых для всей территории страны пределов роста розничных цен на основные товары, определяющие жизненный уровень населения». 2 апреля 1991 г. были повышены государственные розничные цены – в среднем на 55 %. Принятые меры позволили сократить «денежный навес» всего на 32 %, в связи с чем осуществление стабилизационного пакета В.С. Павлова имело ограниченные и весьма краткосрочные экономические последствия.
После распада СССР задачу по освобождению цен от государственной опеки взяло на себя правительство Е.Т. Гайдара. В основу реформаторской деятельности нового правительства была положена концепция так называемой «шоковой терапии», которая допускала снижение жизненного уровня населения в ходе реформ.
2 января 1992 г. вступил в силу Указ Президента РСФСР № 297 «О мерах по либерализации цен», отпустивший 80 % оптовых и 90 % розничных цен. Исключение составили товары первой необходимости, квартплата, коммунальные и транспортные услуги и особо важные материальные ресурсы.
В то время как цены «подскочили» многократно, количество денег, которыми располагало население, увеличилось всего на 25 %. Таким образом, реформаторам за несколько месяцев удалось ликвидировать накапливавшийся в течение нескольких десятилетий «денежный навес». На первый взгляд могло показаться, что через некоторое время страна действительно заполнится товарами и наступит долгожданное равновесие между денежной и товарной массой, прекратится инфляция, исчезнет дефицит. Однако это была иллюзия. В отсутствие конкуренции на внутреннем рынке реальные товаропроизводители заняли фактически монопольное положение и получили право искусственно завышать цены.
Уже в скором времени производители конечной продукции и торговые организации столкнулись с падением потребительского спроса. Торговля стала убыточной. За 1992 г. физический объем торговли упал примерно в пять раз. Резко уменьшились заказы торговли производителям.
Либерализация цен привела к экономическому обособлению регионов. В начале 1993 г. различия в уровне цен между областями могли достигать 300 %. Началось перераспределение товаров из районов с низкими ценами в районы с высокими ценами.
Следует также иметь в виду, что стремительный рост цен означал такое же стремительное падение курса рубля, а значит – и обесценение сбережений граждан, в том числе вкладов в Сбербанке. Вклады граждан в несколько тысяч рублей, представлявшие в советские времена приличные суммы, превратились в ничто.
Политика либерализации ценообразования позволила устранить многолетнюю проблему товарного дефицита и дала толчок к радикальным реформам. Однако будучи осуществленной без всякой институциональной подготовки, она привела и к целому ряду катастрофических последствий - гиперинфляции, конфискации сбережений и обвальному снижению доходов населения. Большинству населения приходилось экономить буквально на всем, что отразилось на падении общего уровня жизни.
Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт