Тихонов Виталий Витальевич "Конструируя историю Таджикской ССР: Б.Г. Гафуров и его «История таджикского народа» (1949)"
к.и.н.,внс Института российской истории РАН
Доклад подготовлен при финансовой поддержке гранта РФФИ № 15-31-01257 (а2)
Национально-государственное размежевание в Средней и Центральной Азии произошло в середине 1920-х гг. Формирование среднеазиатских советских наций сопровождалось созданием национальных (республиканских) исторических нарративов. Очень быстро прошлое региона стало ареной борьбы между республиками, в первую очередь узбеками и таджиками. По факту спор шел не столько из-за истории, сколько из-за прав на территорию, политическую роль в регионе, союзные субсидии и т.д. Особенно активен в этой борьбе был руководитель Таджикской ССР - Б.Г. Гафуров (1909-1977).
Под его руководством с начала 40-х гг. готовилась обобщающая история Таджикской ССР. Важным идеологическим событием, несомненно вдохновившим таджикское руководство, стала декада таджикского искусства, прошедшая в Москве с 12 по 21 апреля 1941 г. 22 апреля в Кремле прошел прием участников декады, где И.В. Сталин произнес речь, в которой назвал таджиков самым древним народом Средней Азии – «носителем короны» (одна из версий перевода этнонима). Речь стала своеобразным козырем таджиков в спорах с соседями, особенно с узбеками.
В 1943 г. Б.Г. Гафуров представил в Институте истории АН СССР отчет о ходе работы над историей Таджикистана. Основные положения звучали провокационно. Таджики – древнейший народ в Средней Азии. Этноним переводится как «носитель короны». Более того, таджики объявлялись главными наследниками согдийского государства, а саманидская династия (происходившая из Ирана) объявлялась таджикской. Фактически вся древняя история региона объявлялась таджикской. Данные положения вызвали серьезные возражения на обсуждении.
При Гафурове в Таджикистане продолжалось активное развитие инфраструктуры местной исторической науки. В 1946 г. начала работать Согдийско-Таджикская археологическая экспедиция. Если С.П. Толстов писал о «великой хорезмийской культуре», то местные ученые теперь могли говорить о «великой согдийской культуре». В 1951 г. была открыта Академия наук Таджикской ССР. Основная инициатива в этом принадлежала Гафурову. Для работы в новой академии Гафурову удалось переманить известного востоковеда и специалиста по истории Средней Азии А.А. Семенова, до этого работавшего в Ташкенте. В 1947 г. книга А.А. Семенова «Материальные памятники иранской культуры в Средней Азии» вызвала всесоюзный скандал. В ней подчеркивалась роль иранской (читай – таджикской) культуры в Средней Азии. Естественно в условиях неофициального противостояния Узбекской и Таджикской ССР это расценивалось чуть ли ни как территориальные претензии. На книгу в важнейшем идеологическом органе послевоенного СССР, газете «Культура и жизнь», появилась разгромная рецензия С.П. Толстова. Б.Г. Гафуров оперативно написал письмо в ЦК, в котором обвинял рецензента в пантюркизме.
В 1949 г. вышла книга Б.Г. Гафурова «История таджикского народа: В кратком изложении. Т. 1: С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции» (М., 1949). В книге, в несколько смягченной форме, повторялись описанные выше положения. Кроме того, Гафуров подчеркнуто виктимизировал прошлое таджиков, показывая их как обделенный народ. Всемирно известные иранские поэты Рудаки и Фирдуоси на патриотической волне объявлялись таджикскими поэтами.
После смерти Сталина карьера Гафурова пошла на спад. Но, лишившись постов в Таджикистане, он сумел влиться в общесоюзный академический истеблишмент, став директором Института востоковедения АН СССР. Его книга, под разными названиями и с серьезными дополнениями, неоднократно переиздавалась. А ее исторический нарратив стал основой национально-исторической идентичности таджиков.
Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт