Филина Юлия Сергеевна «Эволюция институтов управления культурой в судьбах отдела Изобразительных искусств Наркомпроса»


Аспирант Историко-Архивного Института; Российского Государственного Гуманитарного Университета

Установление Советской власти в 1917 г. привело к созданию новых структур государственного и партийного регулирования культуры. В современной историографии утвердился тезис, что в эти структуры хлынули массово художники авангардного направления. «Этот прорыв к политической власти не был для авангарда лишь результатом оппортунизма и стремления к личному успеху, но вытекал из самой сущности авангардистского художественного проекта»[1]. 1917-1921 гг. считаются периодом, когда А.В. Луначарский потворствовал всем авангардистским («левым») устремлениям: революционные праздники проходят с творческим размахом, в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве художники украшают улицы кубистическими и беспредметными композициями, Н. Евреинов ставит масштабное театральное действо «Взятие Зимнего дворца».

Однако кто действительно создавал новые структуры и механизмы в сфере культуры и искусства? В данной статье я рассмотрю жизненные пути членов первого состава отдела Изобразительных искусств Наркомпроса (Д.П. Штеренберга, Н.И. Альтмана, Н.Н. Пунина, С.И. Дымшиц-Толстой, С.В. Чехонина, А.Е. Карева и т.д), проводимую ими политику в сфере культуры и то, как складывалось взаимодействие с новой властью.

 

 



[1] Гройс Б. Утопия и обмен. – М., 1993. – С. 25.

 




Вконтакте


Facebook


Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт