Филимонов Александр Викторович "Переселенческий опыт Российской империи в свете современной "концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года"
ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» (ОмГУ), аспирант
К разработке общего плана государственных миграционных мероприятий неоднократно обращались многие имперские эксперты конца XIX – начала XX вв. (А.И. Васильчиков, А.А. Исаев, Г.К. Гинс и др.) [1]. Предлагавшиеся концепции содержали сходный набор идей и были постепенно инкорпорированы в правительственную политику. В ретроспективном отношении, по мнению ряда представителей современной историографии, данная политика реализовывалась достаточно эффективно и имела возможности для дальнейшего развития [2]. В то же время, поскольку изучение правительственного переселенческого опыта дореволюционной России стало одним из оснований плановой миграционной политики советского правительства в 1920-х гг., возникает вопрос о возможности применения указанного опыта в современных условиях.
На данный момент в рамках миграционной концепции РФ осуществляются мероприятия второго этапа (2016–2020 гг.), включающие в себя принятие и реализацию программ по основным направлениям миграционной политики [3]. В связи с этим представляется значимым обратить внимание на следующие аспекты: соответствуют ли теоретические и законодательные основания переселенческого опыта Российской империи ключевым положениям «Концепции…» и можно ли считать эффективной реализацию государственной политики на рубеже XIX–XX вв. с точки зрения планирующихся за период 2012–2025 гг. результатов.
На основе анализа содержания «Концепции…» можно выделить ряд пунктов, по которым возможно сравнение с переселенческим опытом Российской империи. В рамках основных направлений миграционной политики РФ предлагается упрощение процедур регистрационного учета для снятия барьеров при смене места жительства и развитие внутренней транспортной инфраструктуры [3]. Сложный и длительный порядок получения разрешения на переселение и водворение на новом месте, сохранявшийся на протяжении 1860-1880-х гг., в дальнейшем смягчился и стал более удобным для переселенцев. Кроме того, для переселения постепенно открывались новые территории (Восточная Сибирь, Степной край, Алтайский округ). С 1880-х гг. государство начало решать проблему отсутствия стабильного дорожного сообщения с отдаленными регионами, привлекавшими переселенцев. Первым вариантом решения стали морские перевозки, организованные при заселении Южно-Уссурийского края. На практике были выявлены и отрицательные моменты такого способа, в том числе ограниченность числа перевозившихся мигрантов и проблемы с медицинским обеспечением [4, с. 802]. В дальнейшем правительство перешло к железнодорожному строительству – в конце XIX – начале XX вв. Сибирь и Дальний Восток были соединены с Европейской Россией Транссибирской магистралью (включая Амурскую железную дорогу), также планировалось проведение Туркестан-Сибирской железной дороги [5].
Механизмы, с помощью которых «Концепция…» предполагает реализовывать государственную миграционную политику, практически полностью совпадают с имперскими. Миграционное законодательство Российской империи постепенно совершенствовалось на основе полученного опыта организации переселений. Задачи переселенческой политики учитывались при составлении ежегодной государственной сметы расходов, причем финансовые ресурсы распределялись в соответствии с отраслевой приоритетностью. Со второй половины 1900-х гг. правительство начало учитывать региональную специфику при реализации переселенческих мероприятий, а также налаживать взаимодействие между государственными учреждениями и органами местного самоуправления (земствами) в сфере миграции [6]. На регулярной основе были организованы статистический учет и научные исследования миграционных процессов, данные и рекомендации которых учитывались при корректировании правительственного переселенческого курса [7].
В целом, представляется перспективным использовать переселенческий опыт Российской империи для выработки ряда экспертных рекомендаций по реализации основных положений «Концепции…» с учетом определенных ограничений (комплекс объективных и субъективных условий исторического периода, включая преимущественно аграрный характер переселений конца XIX – начала XX вв.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильчиков А.И. Землевладение и земледелие в России и других европейских государствах: в 2 т. – Т. II. – СПб., 1876. – 458 с; Исаев А.А. Переселения в русском народном хозяйстве. – СПб.: Изд. А.Ф. Цинзерлинга, 1891. – 192 с; Гинс Г.К. Переселение и колонизация: в 2 вып. – Вып. I. – СПб.: Тип. Ф. Вайсберга и П. Гершунина, 1913. – 48 с.
2. Белянин Д.Н. Столыпинская переселенческая политика в Томской губернии (1906–1914 гг.) // История государства: сайт. – URL: http://statehistory.ru/books/Dmitriy-Belyanin_Stolypinskaya-pereselencheskaya-politika-v-Tomskoy-gubernii--1906-1914-gg---/ (Дата обращения: 30.09.2017); Ремнев А.В., Суворова Н.Г. Колонизация Азиатской России: имперские и национальные сценарии второй половины XIX – начала XX века. – Омск: Наука, 2013. – 248 с.
3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года от 13 июня 2012 г. [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской федерации: сайт. – URL: http://legalacts.ru/doc/kontseptsija-gosudarstvennoi-migratsionnoi-politiki-rossiiskoi-federatsii-na/ (Дата обращения: 30.09.2017)
4. Куломзин А.Н. Пережитое. Воспоминания. – М.: РОССПЭН, 2016. – 1038 с.
5. Обсуждение Комиссией о новых железных дорогах проектов рельсовых путей в южной части Сибири // Вопросы колонизации. – 1910. – №6. – С. 449–520.
6. РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 391. Оп. 4. Д. 1006.
7. Журнал Совещания, образованного для выработки программы почвенных и ботанических исследований колонизационных пространств Зауралья // Вопросы колонизации. 1908. №3. С. 252–267.
Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт