Пахомова Лидия Юрьевна "Российское консульство в Боснии и Герцеговине в 1878–1914 гг."
Кандидат исторических наук, Научный сотрудник, Центр изучения многонациональной Австрийской империи, Институт славяноведения Российской академии наук
Одну из главных ролей в передаче западных провинций Османской империи — Боснии и Герцеговины — Австро-Венгрии в 1878 г. сыграла именно Россия. Формирование позиции по боснийскому вопросу было основано, в том числе, на глубоком анализе ситуации на местах. Таким центром сбора информации было консульство в Сараеве.
Поскольку в 1877–1878 гг. Россия и Турция находились в состоянии войны, русские дипломаты покинули территорию Боснии и Герцеговины, где российские представительства существовали с 1857 г. Консульство в Сараеве было вновь открыто в августе 1878 г., после того как 29 июля 1878 г. вооруженные силы Австро-Венгрии приступили к оккупации Боснии и Герцеговины согласно мандату, выданному великими державами на Берлинском конгрессе. Доклад посвящен деятельности российского консульства как центра сбора и анализа информации об австро-венгерском управлении в Боснии и Герцеговине. Традицию наблюдения за ситуацией в крае продолжили Н.Н. Лодыженский (Ладыжинский) (1879–1880), М.М. Бакунин (1880–1893) и Г.В. Игельстром (1893–1914. Русские аналитики оставили бесценный материал для понимания внутрибоснийских проблем.
Кроме того, донесения консулов являются ценным источником русской политики в Боснии и Герцеговине в австро-венгерский период. Эти документы дают уникальный материал по изучению русско-австрийских отношений в боснийской проекции. С момента учреждения консульства в Сараеве в 1857 г. и до восточного кризиса 1875-1878 гг., выступая гарантом прав христианского населения Османской империи, российские дипломаты обращали внимание именно на притеснения местных жителей со стороны турецких властей и на дискриминацию православных со стороны мусульман. Однако в оккупированных Австро-Венгрией областях администрация старалась не давать повода вмешиваться в ее отношения с боснийцами, особенно в сфере религиозных отношений.
Характерной чертой русских дипломатических документов было то, что в них традиционно содержалось много информации об экономическом угнетении крестьян и политическом бесправии христиан. С начала оккупации «отрицательная роль» отводится дуалистической монархии, католикам и отчасти хорватам. Тем не менее основным предметом глубокого анализа российского министерства иностранных дел была политика модернизации на оккупированных территориях.
Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт