Бибиков Григорий Николаевич "III Отделение С.Е.И.В. канцелярии и надзор за губернскими служащими Министерства юстиции. 1820-1860-е гг."


старший научный сотрудник Института российской истории РАН

Доклад посвящен эволюции надзора III Отделения С.Е.И.В. канцелярии за губернской бюрократией в 1820-1860-е гг. В докладе указано, что конец XVIII - первая четверть XIX в. отмечены интенсивным процессом оформления системы регулярных государственных учреждений, эту эпоху можно охарактеризовать как начало перехода от патримониального управления к рациональной бюрократии. Оборотной стороной данного процесса становилось сужение властных прерогатив монарха и его ближайшего окружения. В централизованных абсолютистских государствах Европы второй половины XIX в. эти тенденции вели к периоду «великого бюрократического доминирования». В Российской империи верховная власть последовательно сопротивлялась попыткам бюрократии урезать ее управленческие прерогативы. Особенно затруднен был контроль за деятельностью местных органов власти и получение достоверных сведений о состоянии губернского управления. В этой связи с начала XIX в. вопрос о надзоре за губернскими учреждениями был одним из центральных во внутриполитической повестке. Стремление монарха замкнуть на себе нити управления выразилось в возрастании роли императорской канцелярии в делах управления.

Наибольшее значение в политической жизни империи приобрело III Отделение С.Е.И.В. канцелярии, ведавшее делами высшей полиции. Главным звеном реорганизации политической полиции стало подчинение главному начальнику III Отделения Корпуса жандармов с учреждением управлений жандармских округов и губернских жандармских штаб-офицеров. В числе должностных обязанностей жандармских чинов первое место занял надзор за общественными настроениями и деятельностью губернской администрацией. Жандармы были независимы от губернатора и других губернских властей, но не получили полномочий исполнительной власти.

Система надзора III Отделения за губернской администрацией в главных чертах сложилась к началу 1830-х гг. Сведения о деятельности губернских служащих поступали в ведомство высшей полиции от жандармских офицеров, а также в форме доносов. С 1832 года была налажена практика полугодовых отчетов губернских жандармов с характеристиками губернских служащих. Из III Отделения заслуживающие внимание сведения попадали на стол к императору или сообщались руководителям надлежащих ведомств. Складывавшаяся практика неформального надзора вела к формированию системы взаимодействия III Отделения с центральными государственными учреждениями.

В докладе на основе делопроизводственной документации из фондов РГИА и ГАРФ восстановлена система взаимодействия III Отделения с Министерством юстиции. С начала 1830-х гг. регулярный поток записок с характеристиками губернских прокуроров и служащих судебных палат поступает из III Отделения в Министерство юстиции. Такая практика была наиболее интенсивной на рубеже 1830-1840-х гг. и 1850-1860-х гг. В первые годы III Отделение оказывало прямое влияние на кадровую политику ведомства, способствуя увольнению и переводу целого ряда служащих. С постепенным укреплением центрального аппарата министерства, а также распространением в среде служащих столичных канцелярий правового этоса вмешательство III Отделения в кадровую политику министерства все чаще встречало непонимание и отпор, провоцировало служебные столкновения. К середине 1840-х гг. обозначились пределы влияния III Отделения на кадровую политику центральных ведомств и в целом на положение дел в губернских учреждениях, а в эпоху Великих реформ правоведы все настойчивее склоняли монарха к необходимости окончательно ликвидировать «учреждения, дающие возможность обходить другие учреждения или обходиться без них». С реорганизацией III Отделения и Корпуса жандармов в 1866-1867 гг. поток сведений из III Отделения в Министерство юстиции с характеристиками губернских служащих иссякает. 




Вконтакте


Facebook


Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт