Кравчук Александр Сергеевич "ТАВРИЧЕСКИЙ ГРАЖДАНСКИЙ ГУБЕРНАТОР Н. И. ПЕРОВСКИЙ: СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ"
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Россия
Таврическая губерния в первой четверти XIX в. была одним из слаборазвитых районов Российской империи. Тем не менее в силу географических и климатических условий, а также стратегического значения, регион привлекал внимание высшей администрации государства [20]. В условиях периферии личность губернатора имела одно из важнейших значений в административном аппарате губернии. Период губернаторства Н. И. Перовского пришелся на время смены власти в Новороссийском крае – Александра Федоровича Ланжерона на посту херсонского военного губернатора заменил Михаил Семенович Воронцов. Именно это обстоятельство во многом повлияло на карьеру Н. И. Перовского.
Николай Иванович Перовский (1785–1858), внебрачный сын Алексея Кирилловича Разумовского (1748–1822) [25]. Мать будущего таврического гражданского губернатора не известна. Н. И. Перовский – единственный из внебрачных детей А. К. Разумовского с отчеством Иванович, все остальные внебрачные дети, рожденные от Марьи Михайловны Соболевской, носили отчество Алексеевич и Алексеевна [21, с. 85]. Фамилия Перовские была дана в честь фамильного имения Разумовских – Перово [13, с. 458]. Род Перовских получил дворянство в 1796 г., но решение было оспорено и отменено. Лишь благодаря своему положению А. К. Разумовский смог к концу XVIII в. восстановить своих незаконнорожденных детей в дворянском звании.
Детские годы будущий губернатор провел в доме своей тетки Натальи Кирилловны Закряжской (1747–1847). Ф. Ф. Вигель (1785–1856), оставивший о многих своих современниках нелестные воспоминания, так характеризовал воспитание Н. И. Перовского: «Он с малолетства дышал придворной атмосферой. И надобно сказать правду, он имел все, что отличает русского аристократа: манеры большого света, совершенное знание французского языка, а во всем прочем – большое невежество. Другие братья его, рожденные от последующих сожитий, так же, как и он, получили название свое от Перовой рощи под Москвою, принадлежащей их отцу, но, кажется, были им более любимы и перед старшим имели преимущество носить отеческое его имя и называться Алексеевичами. Они получили тщательное воспитание людей среднего состояния, долженствующих пробиться службой и трудами» [3, с. 227].
Н. И. Перовский начал службу по гражданскому ведомству. В 1799 г. он был определен в Коллегию иностранных дел студентом с причислением к Константинопольской миссии. В 1800 г. получил звание актуариуса, а в 1801 г. числился переводчиком. Уже в следующем году был перемещен в Венскую дипломатическую миссию с переводом, в 1803 г., в Дрезденскую [24, с. 141–143].
В 1805 г. Н. И. Перовский отправился с миссией Ю. А. Головкина (1762–1846) в Китай, где он и познакомился с Ф. Ф. Вигелем, который дал ему следующую характеристику: «Перовский был истинный герой: грудью шел он вперед, продирался, затирал слабых, обходил сильных; дивились его дерзости, смеялись над нею, но не мешали ему. Он, равный всем высшим, преспокойно стал смотреть великим барином. […] Исключая сына сенатора Теплова, также ничем, кроме дурацкой спеси, непримечательного, да еще меня, Перовский никого из других товарищей своих не удостаивал разговорами. Два рисовальщика, данные ему в помощь, Александров и Васильев, довольно хорошо знали свое дело, но были замечаемы тогда только, когда приносили и показывали свои рисунки» [3, с. 227–228].
После возвращения из Китая будущий губернатор продолжил службу по военному ведомству. Участвовал в войне с французами (1805–1807), 24 мая 1807 г. был ранен во время битвы при Гутштадте. За отличие в сражении получил орден Св. Анны 3 степени. В том же году он был снова причислен в звании коллежского асессора к ведомству Коллегии иностранных дел. В 1810 г. Н. И. Перовский получил звание надворного советника и вскоре, 20 мая 1811 г., был направлен к херсонскому военному губернатору для иностранной переписки. В сентябре 1811 г. Н. И. Перовский вместе с компанией М. А. Нарышкиной (1779–1854), отправился в Крым. Вот что писал о нем французский эмигрант, прошедший Наполеоновские войны на стороне России, Луи Виктор Леон де Рошешуар (1788–1858): «За нами ехал Перовский, сын графа Разумовского, он исполнял обязанности секретаря по гражданским делам у герцога Ришелье. Это путешествие было для него одним из самых счастливых, потому что вскоре после того он женился на Шарлотте Петровне де-Салли. Николай Иванович Перовский позднее сделался Симферопольским губернатором. В царствование Александра Павловича графу М. С. Воронцову трудно было сместить его» [16, с. 461].
В 1812 г. Н. И. Перовский продолжил службу в Министерстве финансов, в том же году был определен в Комиссию для составления законов, а в 1814 г. получил звание коллежского советника. В период с 23 декабря 1815 по 17 мая 1816 гг. Николай Иванович был отправлен в Амстердам для контрассигнований частных облигаций по Голландскому займу [24, с. 141–146]. С поставленными перед ним задачами он справился успешно и уже 1817 г. получил звание статского советника с определением 28 мая 1817 г. таврическим вице-губернатором.
Через три года, 25 мая 1820 г., Н. И. Перовский был назначен феодосийским градоначальником, и в том же году ему был пожалован орден Св. Владимира 3 степени. Он был знатоком истории. Этот факт проявился в его конфликте с основателем Керченского музея древностей П. А. Дюбрюксом (1773–1835). 22 марта 1821 г. он с возмущением писал министру народного просвещения князю А. Н. Голицыну (1773–1844) о грабительских раскопках в Керчи и окрестностях, призывал запретить деятельность П. А. Дюбрюкса и предлагал собрать вещи, найденные во время раскопок в Феодосийском музее древностей, привлечь внимание правительства и ученых к археологическим находкам в Керчи и начать проведение раскопок «последовательно и со знанием дела» [15, с. 165–166].
Таврическим гражданским губернатором Н. И. Перовский был назначен 25 февраля 1822 г. и занимал этот пост до 16 октября 1823 г. [17, с. 35]. Кроме того, его оставили в должности феодосийского градоначальника. На фоне внезапной смерти его предшественника – А. Н. Баранова, это назначение выглядело достаточно логичным [18]. Новый руководитель региона был хорошо знаком с местными проблемами, так как успел побывать таврическим вице-губернатором и феодосийским градоначальником.
В годы губернаторства Н. И. Перовского основное внимание уделялось развитию инфраструктуры региона. Наблюдалось активное городское строительство и развитие логистики в губернии.
Весной 1822 г. Н. И. Перовский, понимая выгоды от льготного положения Феодосии, обратился к новороссийскому генерал-губернатору с просьбой предоставить такие же преимущества остальным портовым городам Таврической губернии, однако получил отказ [4, с. 3–4]. Кроме того, новый губернатор составил подробный отчет о состоянии Феодосийского градоначальства, в котором сообщал о необходимости преобразований в Феодосии и улучшения финансирования с целью привлечения в город иностранных купцов. Благодаря его постоянным просьбам к министру внутренних дел, в градоначальстве началось возведение нового карантина, строительство которого было завершено уже в годы губернаторства А. И. Казначеева [11, с. 1–27].
Поддерживая правительственную линию регионального развития, губернатор предпринял попытку обустройства и других населенных пунктов губернии. Им был разработан новый план застройки уездных городов Алешек и Орехова [10, с. 1–14], благодаря его содействию началось возведение карантинных и таможенных зданий в Керчи [12, с. 1–4], а в Ялте, Балаклаве и Судаке создавались карантинные заставы [8, с. 1–45]. В последнем из населенных пунктов создание карантинной заставы было лишь первым шагом на пути к предоставлению поселению статуса города. Центральные органы власти надеялись, что в будущем этот район Крыма станет крупным центром виноделия, а существование порта позволит сбывать продукцию местных производителей. Началось возведение пристани в городе Ногайске (ныне город Приморск, Запорожской области, Украина), строительство которой должно было обеспечить сбыт продукции ногайцев, расселяющихся на этой территории.
По инициативе министерства внутренних дел Н. И. Перовский организовал в Крыму поиски запасов каменного угля и железной руды. Результатом деятельности экспедиции стало обнаружение запасов железа на Керченском полуострове [6, с. 101–122]. Губернатором впервые была проведена оценка состояния и возможности использования крымских лесов [9, с. 1–13]. При его непосредственном участии была продолжена разработка проекта создания почтовой дороги через Арабатскую стрелку. Так, именно в период губернаторства Н. И. Перовского был спроектирован мост через Генический пролив и достигнута договоренность с владельцами земель на Арабатской стрелке о прохождении через их владения почтового пути [5].
Совместно с исполняющим обязанности новороссийского генерал-губернатора Иваном Никитовичем Инзовым (1768–1845) были унифицированы и закреплены на законодательном уровне повинности крымских татар, проживающих на землях помещиков [7, с. 1–34]. За свои труды 30 марта 1823 г. губернатор получил звание действительного статского советника, в том же году – 16 августа – орден Св. Анны 1 степени.
После назначения на пост новороссийского генерал-губернатора М. С. Воронцова между двумя администраторами разгорелся конфликт. В результате Н. И. Перовский вынужден был покинуть занимаемый пост. В 1824 г. он был уволен в отпуск, по истечении которого, 24 марта 1825 г., его причислили к Государственной коллегии иностранных дел. На службу он так и не вернулся, выйдя в отставку, проживал в своем имении Алькадар в деревне Бельбек, Симферопольского уезда. Генерал-губернатор не скрывал своей неприязни к коллеге из Симферополя. В письме к Н. Н. Раевскому от 13 марта 1842 г. он указывал на чрезмерную жестокость бывшего руководителя губернии по отношению к крымским татарам и на злоупотребления местной администрации в годы его губернаторства [1, с. 169–170]. Тем не менее приведенные сведения не находят подтверждения в других источниках. Сменил Н. И. Перовского на посту губернатора ставленник М. С. Воронцова и его троюродный брат – Дмитрий Васильевич Нарышкин [19].
В Крыму у четы Перовских было несколько имений, полученных в наследство или приобретенных покупкой: при деревне Кильбурун (современное село Пионерское, Симферопольского р-на); дача Новоникольская (современное село Родниковое, Симферопольского р-на), Приморская (под Севастополем) и Нинега (район пгт. Гаспра, Ялтинского горсовета). По роду службы Николая Ивановича и свойственному Перовским гостеприимству они общались со многими известными людьми, бывавшими в Крыму: государственными и военными деятелями, поэтами, писателями, учеными, путешественниками. Начиная от декабристов М. С. Лунина и Н. М. Муравьева, семейства Раевских, А. С. Пушкина, дипломата и исследователя древностей И. М. Муравьева-Апостола, до членов царской семьи. Путешествующий в 1825 г. по Крыму А. С. Грибоедов заезжал в имение Кильбурун и отметил в своем дневнике 24 июня: «Вверх по Салгиру верхом. Сады, минареты, Перовского дачка – приятной, легкой архитектуры домик» [14, с. 421].
Побывавший у них автор одного из первых путеводителей по Крыму, Шарль Генри Габриэль Монтандон, так изложил свои впечатления от имения Кильбурун: «Великолепные пейзажи […] и вид самого местечка, особенно когда выходишь на Алуштинскую долину, представляют собой одну из самых пленительных картин». В 1834 г. Н. И. Перовский был одним из первых, кто начал разведение канареек в Крыму [22]. Он заложил первые виноградники в имении Алькадар, а в 1846 г. на Всероссийской выставке его вина получили хорошую оценку. Во время губернаторства Н. И. Перовский сдружился с поэтом Константином Николаевичем Батюшковым (1787–1855), который в это время находился на лечении в Крыму [2, с. 577–578].
Н. И. Перовский был женат на Шарлоте Петровне де-Салли, в браке у них родилось трое сыновей: Алексей, Лев и Петр [23, с. 102].
Период управления Таврической губернией Н. И. Перовским занял короткий промежуток времени, чтобы определить личный вклад губернатора в развитии региона. Тем не менее на примере Н. И. Перовского можно судить о том, насколько важным было явление покровительства в развитии чиновничьей карьеры в Российской империи. Отсутствие у него весомой протекции привело к завершению карьеры в возрасте 39 лет. После чего Н. И. Перовский сосредоточил свою деятельность на развитии собственных имений, в чем сумел преуспеть. Кроме того, конфронтация между М. С. Воронцовы и Н. И. Перовским дает возможность рассмотреть малоизученные аспекты деятельности всесильного новороссийского генерал-губернатора. В отечественной историографии персоне М. С. Воронцова посвящен значительный пласт работ, тем не менее отсутствуют труды в которых проводится анализ его кадровой политики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архив Раевских: в 5 т. / под ред. Б. Л. Модзалевского. – СПб.: Из-во П. М. Раевского, 1912. – Т. 4. – 726 с.
2. Батюшков К. Н. Сочинения: в 3 т. – СПб., 1886. – Т. 3. – 804 с.
3. Вигель Ф. Ф. Записки / под ред. С. Я. Штрайха. – М., 1928. – Т. 1. – 379 с.
4. Государственный архив Одесской области (далее – ГАОО). – Ф. 1. – Оп. 219. – Д. 12 (1821).
5. ГАОО. – Ф. 1. – Оп. 190. – Д. 15 (1823).
6. ГАОО. – Ф. 1. – Оп. 190. – Д. 61 (1823).
7. ГАОО. – Ф. 1. – Оп. 190. – Д. 75 (1823).
8. ГАОО. – Ф. 1. – Оп. 190. – Д. 58 (1823).
9. ГАОО. – Ф. 1. – Оп. 190. – Д. 6 (1823).
10. ГАОО. – Ф. 1. – Оп. 190. – Д. 49 (1823).
11. ГАОО. – Ф. 1. Оп. 190. Д. 45 (1823).
12. ГАОО. – Ф. 1. – Оп. 190. – Д. 50 (1823).
13. Головкин Ф. Г. Двор в царствование Павла I: портреты и воспоминания. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 479 с.
14. Грибоедов А. С. Сочинения / сост. и подг. С. А. Фомичев. – М.: Художественная литература, 1988. – 750 с.
15. Дюбрюкс П. Собрание сочинений: в 2 т. / сост. и глав. ред. И. В. Тункина. – СПб.: Коло, 2010. – Т. 2. – 312 с.
16. Из воспоминаний графа Рошешуара / Л. В. де Рошешуар // Русский архив. – 1890. – № 4. – С. 473–500.
17. Кравчук А. С. Губернаторский корпус Таврической губернии в первой половине XIX века // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. : «Исторические науки». – 2014. – Т. 27(66). – № 2. – С. 34–49.
18. Кравчук А. С. К биографии таврического гражданского губернатора Александра Николаевича Баранова, 1793–1821 // Крымское историческое обозрение. – 2015. – № 3. – С. 59–73.
19. Кравчук А. С., Непомнящий А. А. Дмитрий Васильевич Нарышкин: к биографии таврического гражданского губернатора [Электронный ресурс] // Электронное научное издание Альманах Пространство и время. – 2016. – Т. 12. Вып. 1.: Крымоведение: пространство и время Крыма. Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_east12-1.2016.12.
20. Кравчук А. С. Механизмы бурного развития: южная провинция России по отчетам таврических губернаторов // Родина. – 2015. – № 1. – С. 143–144.
21. Лобанов-Ростовский А. Б. Русская родословная книга. – СПб., 1895. – Т. 2. – 488 с.
22. Объявления // Таврические губернские ведомости. – 1846. – № 8. – 25 февраля.
23. Перовский В. Л. Воспоминания о сестре [Софье Перовской]. – М.; Л.: Госиздат, 1927. – 115 с.
24. Российский государственный исторический архив. – Ф. 1349. – Оп. 3. – Д. 1688.
25. Русский биографический словарь / под ред. А. А. Половцова. – СПб., 1902. – Т. Павел, преподобный–Петр (Илейка). – С. 550–551.
Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт