Шаров Дмитрий Олегович "К вопросу о политической позиции князя Изяслава Мстиславича"
свободный исследователь
Изучение политической истории домонгольской Руси осложнено серьёзной нехваткой источников. Летописи излагают главным образом конкретные события и факты, а не лежащие в их основе причинно-следственные связи. В докладе предпринята попытка показать, что дополнительную информацию о политической культуре XII века можно извлечь не только из внелетописных источников, но и из княжеских речей, дошедших до нас, в первую очередь, в тексте Ипатьевской летописи за XII век (именуемой Киевским сводом конца XII века). В этих фразах, оформленных как прямая речь героев летописи и имеющих ярко выраженную устную специфику, содержится ряд устойчивых терминов, используемых в политической жизни Руси XII века для выстраивания княжеских взаимоотношений, легитимации своих намерений и правовой оценки чужих действий, например, «честь», «слава», «правда», «любовь», «место», использование не по отношению к близким родственникам обращений «отец», «сын» и «брат» и т. д. Анализ излюбленных конкретными князьями терминов и варьирования ими нюансов значений этих терминов позволяет при сравнении с описанными в летописи действиями данных князей проследить некоторые аспекты их политической позиции и обогатить наши представления о политической культуре эпохи.
В качестве примера избран Изяслав Мстиславич, с перерывами княживший в Киеве в 1146-1154 годах. В составе Киевского свода дошло несколько десятков реплик Изяслава. В историографии общепризнанна гипотеза о том, что в составе Киевского свода дошли отрывки личного летописания Изяслава. Кроме того, не будучи старшим ни в роду Рюриковичей, ни по возрасту, Изяслав не мог обосновывать наличием законного права свои претензии на киевский стол. В связи с этим он использует в качестве названого «отца» престарелого дядю Вячеслава Владимировича, старейшего из русских князей. Огромную роль в риторике Изяслава играет понятие княжеской «братьи», обладающей коллективной «честью» и возглавляемой киевским князем, в которой как глава «братьи», так и её младшие члены имеют свои обязанности и должны исполнять их «в правду», не нанося друг другу «обиды» и избегая «вины» друг перед другом. Поэтому, хотя зависимые от Изяслава члены «братьи» именуют его «отцом», он неизменно адресуется к ним как к «братьям». В прямой речи Изяслава фигурируют также идеи сакрального «пути», который проходит «братья» во главе с главным князем, и «места» каждого из князей в ней. Понятия междукняжеских отношений Изяслав переносит и на свои отношения с городским вечем, в первую очередь, новгородским. Последовательное выстраивание концепции идеальных княжеских взаимоотношений, в рамках которой Изяслав демонстрирует себя авторитетным князем-лидером, достойным киевского стола, особенно контрастирует с риторикой его основного противника Юрия Долгорукого, произвольно изменяющего значение риторических терминов исходя из сиюминутных тактических нужд.
Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт