Ерёмина Ксения Вячеславовна "Личный состав губернского управления Новороссийского края в 70-90-х гг. XVIII века"


аспирант Российского государственного гуманитарного университета

 

   Активное освоение Новороссии во второй половине XVIII века на волне победоносных русско-турецких войн и её включение в состав Российской империи сопровождалось политикой унификации региона в соответствии с общеимперскими стандартами. Одной из приоритетных задач правительства в этот период было внедрение общего для всего государства административно-территориального устройства. Посредством создания губернских и уездных учреждений верховная власть рассчитывала установить связь с экономической и политической жизнью края, а также наладить контроль над всеми сферами его жизни. Естественно, осуществление этих планов требовало значительных финансовых и человеческих ресурсов. Особенно остро стоял вопрос кадрового наполнения местных учреждений.     

   Целью данной статьи является выявление особенностей комплектования личного состава администрации Новороссийской губернии, а также динамики развития бюрократического аппарата в 70-90хх годах XVIII века.

   Основой для изучения личного состава губернской администрации Новороссийской губернии в указанный период послужили два групповых формулярных списка. Первый хранится в 16 фонде РГАДА[1]. Документ не имеет датировки, однако при сопоставлении его с месяцесловом[2], можно сделать предположение, что он был составлен во второй половине 1778 года. В пользу этой догадки свидетельствуют также даты, показывающие, с какого времени пребывает в настоящем чине тот или иной служащий. Самая крайняя из них – 11.08.1778 г.

   Этот групповой формулярный список содержит сведения о 356 чиновниках – не только классных, но и мелких канцелярских служащих. В этом смысле документ ценен полнотой отражения личного состава губернского правления Новороссийской губернии. Такая скрупулезность составителей тем более удивительна, учитывая тот факт, что к концу 1780-х годов центральную власть в большей степени интересовал учёт дворянства, состоявшего в государственном управлении. Так, в 1771 году Сенат утвердил форму учёта служащих и не служащих дворян, а также обновил формуляр полугодовых списков чиновников всех присутственных мест[3]. Однако групповой формулярный список Новороссийской губернии за 1778 год был составлен по форме, установленной Сенатом ещё в 1764 году[4], так что новшества 1771 года его совершенно не коснулись и дополнительные графы (например, о семейном положении чиновников) в нём не отражены.

   Также следует учитывать, что к 1778 году Новороссию ещё не коснулась губернская реформа. Процесс внедрения новой системы управления принес свои плоды лишь в середине 1780-х годов, когда было открыто Екатеринославское наместничество. До этого же времени управлением регионом занимались губернская, провинциальные и уездные канцелярии. В соответствии с этим и в формулярном списке представлены сведения о служащих на всех трёх уровнях управления.

   Второй групповой формулярный список были опубликованы в Запорожье в 2011 году[5] по материалам Фонда 1349 «Коллекция формулярных списков чинов гражданского ведомства» Российского исторического архива. Вернее, для публикации основным был использован первый из двух списков, располагавшихся в архивном деле, поскольку в нём представлена более подробная информация о чиновничестве Новороссийкой губернии. Формулярные списки, которые не попали в первый групповой, приведены отдельно. На документе стоит 1798 год, однако сведения о награждениях чиновников говорят о том, что он был составлен в 1799 году. 

   Этот формулярный список полностью соответствует форме, принятой в 1798 году[6], уже в годы правления императора Павла I. Согласно указу, в Герольдию следовало предоставлять данные лишь о классных чиновниках. Поэтому в документе фигурируют в общей сложности 98 чиновников, несмотря на то, что весь бюрократический аппарат Новороссийской губернии в это время мог превышать 400 человек[7]. Штаты местного управления времени Павла I, представляли собой несколько редуцированную форму екатерининской губернской реформы 1775 года и включали в себя собственно губернское правление, два департамента палаты суда и расправы, казенную палату, ряд чинов, прикреплённых к губернии, уездный суд, уездное казначейство, нижний земский суд и чины, прикрепленные к уезду. Сведения групповых формулярных списков чиновничества за 1798-99 года не дают нам полной картины о составе чиновничества губернии, однако среди конкретных должностей можно говорить о довольно высокой репрезентативности. Так, групповые формулярные списки содержат информацию обо всех секретарях уездных и нижних земских судов, городничих, полицмейстером и уездных землемеров Новороссийской губернии на 1798 год.

   Проведя анализ групповых формулярных списков, можно сделать следующие выводы.

   К 1778 году одной из отличительных особенностей бюрократического аппарата Новороссийской губернии было полное отсутствие лиц высшего ранга (I – IV классы). И, наоборот, основная масса классных служащих распределилась между IX и XIV классами. Из 354 чиновников и канцелярских служителей, о ранге которых есть сведения, 62% (218 человек) не имеют чина, 9% (32 человек) состоят в унтер-офицерах, 22% (78 человек) состояли в IX-XIV классах и 7% (26 человек) – в VI-VIII классах. 

   Ещё одна характерная особенность – только 5,6 % (20 человек) имели гражданские чины, все остальные были военными.

   В формулярном списке 1778 года особый акцент сделан на национальном происхождении чиновников, – эта информация известна применительно к 255 лицам из 356. В целом, национальный состав административного аппарата Новороссии был довольно пёстрый, но всё же огромное численное преимущество имели выходцы из Малоросии – 79%.

Национальность

Кол-во человек

%

Малороссы

233

79

Великороссы

21

7

Поляки

14

4,7

Волохи

7

2,3

Сербы

5

1,8

Немцы

4

1,4

Греки

3

1

Грузины

3

1

Другие

5

1,8

Всего

295

100

 

   Однако 175 малороссиян состояли в канцелярских должностях и либо были без чина вообще (164 человека), либо имели унтер-офицерский чин (11 человек). Только 6 человек, выходцев из малороссийского шляхетства, имели штаб-офицерский чин и занимали руководящие должности в провинциальных и уездных канцеляриях (воевода или воеводский товарищ).  

   Выходцев из Великороссии насчитывается 21 человек, 7 из которых имели штаб-офицерский чин и состояли в управлении губернией.

   Из 14 польских выходцев трое имели руководящую должность (2 земских комиссара и 1 казначей).

В социальном составе чиновничества Новороссийского края также имелись особенности. В то время как общеимперской тенденцией было преобладание дворян, как в центральных, так и в местных учреждениях, в бюрократическом аппарате Новороссийской губернии к концу 1780-х годов большая часть служащих происходила из разночинцев: 56% против 41%, а 3% пришлось на выходцев из податных сословий.

   Классные чиновники составляют в этот период всего 22% от общей массы личного состава управления губернией. В целом, соотношение социального происхождения и классов выглядело так: 

Социальная группа

Класс

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

XIV

Всего

Дворяне

1

2

7

5

-

-

7

2

10

34

Штаб-офицерские дети

1

-

2

 

-

-

-

-

2

5

Обер-офицерские дети

-

-

1

9

-

-

-

-

1

11

Унтер-офицерские дети

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

Офицерские дети

-

-

-

-

-

-

-

-

7

7

Дети священнослужителей

-

-

1

-

-

-

-

-

-

1

Дети приказнослужителей

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

Казацкие дети

-

-

-

1

-

-

1

-

1

3

Солдатские дети

-

-

3

2

-

-

1

1

2

10

Купеческие дети

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

Мещанские дети

-

-

-

-

-

-

1

-

-

1

Однодворцы

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

Всего

2

2

14

18

0

0

10

3

27

76

 

   Таким образом, и среди классных чиновников преобладали выходцы из разночинцев, однако здесь их превосходство было уже не так ощутимо: 54% (41 человек) к 45% дворян (34 человека), и 1% приходился на одного однодворца.  

   Однако за 20 лет ситуация кардинально изменилась и к 1799 году дворяне получили значительный перевес и в Новороссийкой губернии. Теперь их численность достигла 81% (76 человек) против 18% разночинцев (16 человек). Один процент составлял выходец из податных сословий, который состоял в VIII классе, дававшем право получения личного дворянства.

   Распределение по социальному и классному составу чиновников к концу XVIII века выглядело следующим образом.

 

Социальная группа

Класс

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

XIV

Всего

Дворяне

2

9

6

14

-

2

10

15

2

16

76

Штаб-офицерские дети

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

1

Обер-офицерские дети

-

-

2

2

-

-

1

2

-

-

7

Дети священнослужителей

-

-

-

-

-

-

-

2

-

-

2

Дети приказнослужителей

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

Казацкие дети

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

1

Солдатские дети

-

-

1

1

-

-

1

-

-

-

3

Мещанские дети

-

-

1

 

-

-

-

-

-

-

1

Вольноопределившиеся малороссияне

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

1

Всего

3

9

11

18

 

2

13

19

2

16

93

 

   В учёте чиновничества в 1790-х годах уже почти не уделяется внимание национальному происхождению служащих, что не даёт возможности провести параллели с данными 1778 года. Зато в документе 1799 года появляются сведения о семейном положении чиновников. Так, 22% служащих были холосты, 23% были женаты, но не имели детей, и 47% были женаты (или вдовы) и имели сыновей. Холостяками были выходцы из дворян в возрасте 38-40 лет, которые занимали секретарские должности и были в обер-офицерских чинах.

   Ещё одно значительное изменение – по сравнению с групповым формулярным списком 1778 года, среди классных чиновников 1799 года не было ни одного с военным чином.

   В целом, личный состав управления «подрос» на 1 класс. Теперь в Новороссийской губернии служило 3 статских советника (V класс). Однако численное превосходство всё ещё оставалось за чиновниками X – XIV классов: 55% (53 человека) против 46% (43 человека) V – VIII классов, хотя разница была уже не так велика.

   Таким образом, формирование бюрократического аппарата Новороссии во второй половине XVIII века имело ряд особенностей. К ним относится: привлечение квалифицированных кадров из других российских губерний (и в этом смысле Малороссия послужила основным источником для наполнения учреждений на всех уровнях местного управления); постепенный переход от военизированного к гражданскому составу управления; полное отсутствие чиновников I – IV классов и, напротив, преобладание служителей, состоявших в IX – XIV классах; увеличение количества дворян к концу столетия и оттеснение на второй план выходцев из разночинцев.    



[1] РГАДА, оп. 1, д. 797, Ч. 2 (8), Л. 404 об. – Ч. 2(9), Л. 465.

[2] Месяцеслов с росписью чиновных особ в государстве на лето о Рождества Христова 1778. С-Петербург, 1778. – С. 345-356.

[3] Указ №13.690 от 31.10.1771 г. / ПСЗ. – Т. 19. – С. 359-361.

[4]  Указ №12.030 от 31.01.1764 г. / ПСЗ. – Т. 16. – С. 510.

[5] Групові формулярні списки чиновництва Новоросійської губернії за 1798 рік / Упорядник Панкєєв О.С. – Запоріжжя, 2011. – 125 с.

[6]  Указ №18.440 от 15.03.1798 г. / ПСЗ. – Т. 25. – С. 163-165.

[7] Демидова Н.Ф. Бюрократизация государственного аппарата абсолютизма в XVII-XVIII вв. // Абсолютизм в России. (Сборник статей). – М., 1963. – С. 240.

 




Вконтакте


Facebook


Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт