Кирсанов Роман Геннадиевич "Деятельность Международного инвестиционного банка в 1971-1985 гг."


старший научный сотрудник Института российской истории РАН

 

В центре Москвы на проспекте Академика Сахарова и улице Маши Порываевой возвышается комплекс банковских зданий, построенных во второй половине 1980-х гг. под руководством архитектора Д.И. Бурдина. Как в советское время, так и сейчас в этих зданиях размещаются международные финансовые учреждения: Внешэкономбанк, Международный инвестиционный банк (МИБ) и Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС).

В наши дни наименование Международного инвестиционного банка известно лишь узкому кругу финансистов. К тому же теперь МИБ по юридическому статусу на территории Российской Федерации не является банком, так как не имеет лицензии Банка России, а обладает статусом международной финансовой организации. Вместе с тем во времена существования Совета экономической взаимопомощи этот банк играл большую роль в кредитования стран социалистического блока.

Совет экономической взаимопомощи, возникший в начале 1949 г. как межправительственная экономическая организация, предусматривал создание самостоятельной, принципиально новой валютно-финансовой и кредитной системы, которая должна была отвечать требованиям социалистической экономики и соответствовать социалистическому типу международного сотрудничества.

По-настоящему активная деятельность СЭВ началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать из этой организации своего рода социалистическую альтернативу Европейскому экономическому сообществу. Вскоре сформировался и валютно-финансовый механизм стран–членов СЭВ, состоявший из введенной в 1964 г. системы многосторонних расчетов в коллективной валюте (переводных рублях), Международного банка экономического сотрудничества, организовывавшего эти расчеты и осуществлявшего краткосрочное и среднесрочное кредитование как в переводных рублях, так и в валютах капиталистических стран, и Международного инвестиционного банка.

МИБ был создан странами–членами СЭВ в 1970 г. в целях предоставления среднесрочных и долгосрочных кредитов на осуществление мероприятий, связанных с международным социалистическим разделением труда, специализацией и кооперированием производства, расширением сырьевой и топливной базы в совместных интересах всего социалистического содружества, а также на строительство объектов для развития национальных экономик стран и на другие цели. Его деятельность была направлена на постепенное сближение и выравнивание уровней экономического развития стран СЭВ.

Несмотря на то что МИБ являлся международным банком, ключевую роль в управлении его финансово-кредитной деятельностью играл Советский Союз. Напомним, что его головной офис размещался в Москве по адресу: Пресненский вал, дом 17 (до его переезда в новое здание на улице Маши Порываевой).

Исходя из задач, поставленных перед банков, страны–члены определили свои взносы его уставный капитал в размере 375 млн. переводных рублей. 70 % взносов в уставный капитал были произведены в переводных рублях и 30 % – в золоте и конвертируемой валюте (156 млн. долларов США). Средства МИБа хранились на счетах в МБЭС[1].

Впоследствии банк располагал и другими финансовыми ресурсами за счет привлечения банковских кредитов, принятия среднесрочных и долгосрочных вкладов и выпуска облигационных займов, размещавшихся на международных рынках капитала.

Здесь следует сделать небольшое отступление и пояснить сущность и роль переводных рублей во взаиморасчетах между странами социалистического блока.

Переводной рубль не являлся национальной валютой СССР, а представлял собой интернациональную, коллективную валюту государств-членов СЭВ. Ни Советский Союз, ни другая страна не имели права самостоятельно эмитировать эту валюту, она выпускалась в оборот Международным банком экономического сотрудничества. Страны получали коллективную валюту в результате произведенных ими реальных поставок товаров и услуг. В случае отсутствия у страны в какой-либо момент времени денежных средств для оплаты закупаемых ею товаров, она могла получить его в кредит в МБЭС, а в последствии и в МИБе. Кредиты предоставлялись в соответствии с согласованными планами и договорами о поставках. Предполагалось, что такой порядок эмиссии и кредитования в коллективной валюте будет обеспечивать равные права всех стран в ее образовании и использовании, предотвратит нерегулируемое перераспределение национального дохода в односторонних интересах какой-либо страны вопреки желанию других стран.

Переводной рубль выполнял все основные функции международной валюты: меры стоимости, средства платежа и средства накопления. Он использовался при образовании цен во взаимной торговле стран СЭВ. В качестве базы этих цен принимались цены основных мировых товарных рынков, которые пересчитывались в переводные рубли посредством его курса, вытекавшего из установления золотого содержания (0,987 граммов), к международным валютам, в которых были выражены мировые цены. Устойчивые (т.е. «очищенные» от конъюнктурных и спекулятивных факторов) изменения мировых цен учитывались при периодически производимых в экономически обоснованных случаях корректировках контрактных цен членов СЭВ.    

Уже за первый год своей работы Международный инвестиционный банк открыл кредиты странам–участницам на сумму 186 млн. переводных рублей (в том числе определенную часть – в свободно конвертируемых валютах капиталистических стран) на строительство и реконструкцию предприятий различных отраслей и транспортной инфраструктуры.

Крупнейшим объектом кредитования в 1970-е гг. явилось освоение Оренбургского газоконденсатного месторождения и строительство магистрального экспортного газопровода Оренбург – Западная граница СССР («Союз»). На его финансирование странам–участницам строительства (НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР и ЧССР) был выдан кредит в размере 2,1 млрд. долларов США и 350 млн. переводных рублей для закупок труб и необходимого оборудования[2]. Соглашение предусматривало право МИБа повышать на 2 % годовых размер процентной ставки за пользование заемщиком кредитом в случае нарушения последним сроков погашения основного долга[3]

Однако в конце 1970-х гг. вследствие развернутой на Западе кампании, направленной на ограничение кредитования социалистических стран, МИБ стал испытывать трудности в привлечении новых займов на международных рынках капиталов, что поставило под сомнение завершение кредитования МИБом газопровода «Союз». Кроме того, сложившая ситуация привела к несовпадению сроков предоставленных МИБом странам-участницам строительства газопровода кредитов (до 12 лет, а СРР – до 15 лет) и сроков, на которые МИБу удалось привлечь кредиты западных банков (до 5–6 лет).

Советский Союз, занимавший, как было отмечено выше, главенствующие позиции в руководстве МИБом, занялся поиском новых деловых контактов с западными банкирами и добился положительных результатов: в сентябре 1978 г. банку был предоставлен кредит на сумму 500 млн. долларов США на выгодных условиях (сроком на 10 лет и началом погашения через 5,5 лет). Этот заём позволил сократить разрыв между платежами банка по кредитам и поступлениям от стран–заемщиков в 1981–1984 гг. с 680 млн. до 240 млн. долларов США[4]

Помимо этого, МИБ смог осуществить ряд операций по перегруппировке и удешевлению привлеченных для строительства газопровода кредитов. В частности, в 1979 г. МИБ досрочно погасил ранее привлеченные дорогие займы и заменил их вновь полученными кредитами с более низкой процентной ставкой и на более длительные сроки. Экономия от этих операций составила около 20 млн. долларов США.

Наряду с кредитованием газопровода «Союз» МИБ предоставил кредиты для строительства и модернизации ряда предприятий, имевших важное интеграционное значение, таких как «Икарус» (Венгрия), «Умформтехник» (ГДР) по производству оборудования и машин для обработки металлов, «Татра» (Чехословакия) и других. Кроме того, были выданы кредиты югославскому предприятию «ТАНГ» на модернизацию и расширение производства инструментов и международной хозяйственной организации по приборостроению для ядерных установок «Интератоминструмент».

За первые десять лет своей деятельности МИБ принял к кредитованию во всех странах–членах банка 76 объектов, сметная стоимость которых превышала 9 млрд. переводных рублей.  К 1981 г. было закончено строительство, расширение и реконструкция 47 объектов, которые ежегодно производили продукцию на сумму свыше 2 млрд. переводных рублей. Часть дохода банка, подлежавшая отчислению в пользу Советского Союза, составляла ежегодно в среднем 3,4 млн. переводных рублей.

К 1985 г. МИБом было прокредитовано уже 94 объекта, из которых 72 были введены в эксплуатацию[5]. Размер выданных кредитов равнялся 3,1 млрд. переводных рублей, из которых 2,2 млрд. – в конвертируемой валюте. Объекты, кредитовавшиеся МИБом, вводились в строй, как правило, в установленные сроки, чему в немалой степени способствовал контроль со стороны самого банка за ходом их строительства и оснащения.

Следует отметить, что из общего числа кредитовавшихся банком объектов 70 % приходилось на реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение производства. Наибольшее количество займов было предоставлено предприятиям машиностроения (45 объектов на сумму 887 млн. переводных рублей), металлургической промышленности (7 объектов на сумму 190 млн. переводных рублей), химии (9 объектов на сумму 181 млн. переводных рублей), а также на развитие топливно-энергетической промышленности. Значительная часть кредитов была выдана банком на затраты, связанные с внедрением достижений научно-технического прогресса.

Объем экспорта товаров на рынок стран-членов СЭВ с этих объектов составил более 28 млрд. переводных рублей. Было поставлено большое количество природного газа, грузовых автомобилей и автобусов, металлорежущих станков и автоматизированных линий, прессов и прессового оборудования, сельскохозяйственных и перерабатывающих машин, портальных и плавучих кранов, буксиров и ряд другой продукции. Это оказало содействие расширению товарооборота внутри зоны СЭВ и частичному сокращению зависимости от импорта товаров из капиталистических стран.

Серьезную озабоченность Международного инвестиционного банка (и, соответственно, Советского Союза) в начале 80-х гг. вызывало тяжелое финансовое положение Польши. К середине 1983 г.  общая задолженность Польши составляла по различным оценкам 24-26 млрд. долларов США (в том числе 1,34 млрд. долларов – Советскому Союзу и 844 млн. долларов – МИБу и МБЭС)[6]. В связи с возникшими экономическими трудностями Польша, начиная с 1981 г., оказалась не в состоянии погашать свои долги, что вызвало отсрочку платежей с перенесением сроков оплаты на период после 1986 г. При этом задолженность Польши в переводных рублях продолжала возрастать вследствие использования кредитов СССР на сбалансирование двустороннего товарооборота.

Со стороны МИБа Польше была оказана значительная финансовая помощь, включавшая отсрочку погашения основного долга на 10 лет в сумме 526 млн. долларов США.

Аналогичные кризисные явления присутствовали и в экономике социалистической Румынии, в результате чего МИБ одобрил ей отсрочку погашения займа на 6,5 года в размере 43 млн. долларов США.

В апреле 1986 банк предоставил кредиты на новые объекты на общую сумму 197 млн. переводных рублей, в том числе 161 млн. переводных рублей и 50 млн. долларов США. Среди них –  реконструкция предприятий группы «Б»: расширение производства трикотажных и швейных машин, обновление и интенсификация производства стиральных машин в ГДР; в МНР – реконструкция камвольно-суконной фабрики; в НРБ – строительство цеха горячекатаных бесшовных труб.

В целом же можно заключить, что в течение 1971–1985 гг. Международный инвестиционный банк работал рентабельно. За счет получаемой ежегодно прибыли, которая с 1971 г. по 1985 г. составила 305 млн. долларов США, был образован резервный капитал в сумме 127 млн. долларов США, или 85 млн. переводных рублей. Кроме того, из прибыли было выплачено странам – членам банка 178 млн. долларов США, в том числе СССР – 63 млн. долларов. Таким образом, прибыль банка, выплаченная странам в конвертируемой валюте, превысила их взносы в уставный капитал.

 



[1] РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 29. Д. 2375. Л. 34, 40.

[2] РГАЭ. Ф. 2324. Оп. 34. Д. 35. Л. 96.

[3] Там же. Л. 68.

[4] Там же. Л. 97.

[5] Там же. Л. 2.

[6] Там же. Л. 71.

 




Вконтакте


Facebook


Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт


Автоматический вход Запомнить
Забыли пароль?



Кириллова
Елена
Анатольевна

Роман Геннадиевич, спасибо за содержательный доклад. Вы несколько раз упоминаете МБЭС. Нельзя ли пояснить, каковы были его функции, и в чём отличие МИБ от МБЭС? Вернее, вопрос сводится к тому, зачем нужен был МИБ, если существовал МБЭС?



2015-02-25
Роман
Кирсанов
Геннадиевич

Елена Анатольевна, спасибо за вопрос. Главной задачей МБЭСа являлось бесперебойное проведение расчетов между странами – членами СЭВ, а также предоставление им кредитов (краткосрочных и среднесрочных) для развития взаимной торговли. К примеру, МБЭС предоставлял кредиты для покрытия потребностей в фин. средствах, обусловленных сезонностью экспорта, для выравнивания платежного баланса и т.д. МИБ был создан в целях большей концентрации ресурсов для капитального строительства и занимался преимущественно долгосрочным кредитованием строительства крупных производственных объектов и инвестированием в различные инфраструктурные проекты. Фактически МИБ являлся надстройкой к МБЭСу: МБЭС хранил на своих счетах и учитывал средства МИБа в переводных рублях; производил расчеты между странами –членами СЭВ по кредитам, предоставленным МИБом; в необходимых случаях кредитовал МИБ для пополнения его ресурсов.



2015-02-26
Кириллова
Елена
Анатольевна

Спасибо.



2015-02-27
Круглов
Владимир
Николаевич

Роман, спасибо за доклад! Скажите, почему потребовалось создавать такой банк, не проще ли было выдавать кредиты на государственном уровне в рамках СЭВ, т.е. от одного государства другому? Или банк был призван сократить подобные операции и, тем самым, разгрузить госструктуры от лишней работы? И ещё - банк назвался международным, однако находился в Москве. Не был ли он, по сути, ещё одним советским банком, через который СССР финансировал страны соцлагеря?



2015-02-28
Роман
Кирсанов
Геннадиевич

Владимир, спасибо за вопросы. 1) Здесь речь идет не о межгосударственных кредитах, оформляемых специальными межгосударственными соглашениями, а о коммерческом кредитовании совместных инвестиционных проектов и программ. МИБ выдавал займы из своего специального фонда кредитования, контролировал целевое расходование кредитов и пр. 2) Банк являлся (и является) международным (аналогичным МБРР, БМР и пр.), но доминирующую роль в нем играл безусловно СССР, который определял приоритеты в инвестировании в те или иные совместные проекты в странах СЭВ.



2015-02-28