Бурдаков Дмитрий Владимирович "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ШКОЛ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. ( НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОГО УЕЗДА ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ)"


Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

 

Система образования дореволюционной России отличалась своей развернутой структурой. В состав учебных заведений входили министерские и земские школы, учебные заведения  духовного ведомства.

Одним из самых популярных типов заведений, пригодных для крестьянского населения были церковно-приходские школы.

Начиная с 1721 г. согласно Духовному регламенту данный тип школ стал появляться во всех епархиях. Материальная ответственность, согласно регламенту, возлагалась на архиерейские дома.

 Первоначально обучение в  духовных школах было доступно только для детей духовенства. Церковно-приходские школы могли быть одноклассные с двухлетним и двухклассные с четырехлетним курсом. В них преподавали: 1) закон божий, а именно: а) изучение молитв, б) священная история и объяснение богослужения, в) краткий катехизис; 2) церковное пение; 3) чтение церковной и гражданской печати и письмо; 4) начальные арифметические сведения. В школах двухклассных преподавались также  начальные сведения из истории церкви и отечества[1].

Вторая половина XIX в. ознаменовала собой эпоху перемен, которые коснулись всех сфер жизни. Освобожденное крестьянское население нуждалось в просвещение. Именно в этот период в стране впервые поднимается вопрос всеобщего начального обучения освобожденного крестьянского населения.

Правительство передало право на открытие и наблюдения за церковно-приходскими школами  духовному начальству. Им подлежало открывать по деревням и поселкам, входящим в состав прихода, домашние крестьянские школы грамотности[2].

Повсеместно стали открываться церковно-приходские школы, можно сказать, что в каждой епархии такие школы открывались сотнями ежегодно. Вопрос финансирования духовенство полностью брало на себя. Отдавались частные дома священнослужителей под приходские школы, за счет церкви покупались канцелярские предметы, учебные пособия, дрова. С 1859 до 1865 гг. было открыто свыше 21.400 новых приходских школ исключительно одним духовенством.[3]

Интеллигенция негативно относилась к данным учебным заведениям и стремилась создать свои воскресные школы, где можно было заниматься пропагандой новых идей. Были предприняты попытки лишить церковь права участвовать в управлении духовных школ и передать это право Министерству.

Лишь в  1862 г. император издал «мудрое Высочайшее повеление» в соответствии, с которым «приходские школы оставить в ведомстве духовенства, а Министерству ведать школами, какие оно откроет само».[4]

Набирающие силу земство стремилось перехватить инициативу церкви и лишить ее права участвовать в жизни церковно-приходской школы. Земства высказывали идею об открытии школ по европейскому типу, с новыми методами преподавания, безрелигиозным путем воспитания, с использованием новых методов преподавания. В земствах считали, что церковно-приходские школы - это пережиток времени, в них ничему научному не научат.  До 1882 г. идет сокращение числа церковно-приходских школ.

С правления Александра III начинается возрождение церковно- приходских школ. В этом году последовало Высочайшее повеление о перечислении из фондов Министерства народного просвещения на баланс Синода 55.500 рублей для устройства и содержания духовенством школ народного образования.[5] В 1884 г. издаются «Правила о церковно-приходских школах», выдержанные в строго религиозном характере. Приходские школы и школы грамотности были отданы в полное ведение духовенства. Для управления ими были учреждены епархиальные советы, а при Синоде (с 1885) — Училищный совет. Председатель последнего назначался Синодом. В состав совета входили 9 постоянных членов, наблюдатель школ и его помощник.[6]

На территории Тамбовской губернии находились нынешние Усманский, Лебедянский, Добринский и Липецкий районы.

В июне 1884 г. после издания положения о церковных школах начался бурный процесс открытия школ. За 1884 – 1885 уч. г.  по всей губернии их открыто 68, а к началу 1888 г. уже насчитывалось 358 церковно – приходских школ и 100 школ грамоты с годичным сроком обучения. [7]

В состав Липецкого уезда Тамбовской губернии входили территории современного Липецкого и Грязенского районов. В отчётных сведениях за 1890 – 1891 уч. г. содержится упоминание о 5 школах грамоты и 6 церковно – приходских. В сёлах, где располагались эти учебные заведения, проживало 20.570 человек, из них детей в возрасте от 7 до 14 лет 3.216. В школы духовного ведомства ходили 245 мальчиков и 29 девочек, а в земских и частных школах обучалось 180 человек. Без обучения оставались 2.661 ребёнок.[8]

Церковно-приходские школы давали религиозное воспитание. Обязательными предметами преподавания были: Закон Божий, русский язык с чистописанием, арифметика, история, церковное пение, черчение.

Если имелся приусадебный участок, то вводился предмет садоводство и огородничество, а при наличии дополнительных средств и возможностей, девочек обучали рукоделию, а мальчиков ремёслам. Большинство школ уезда, располагались в неприспособленных помещениях и зачастую при них отсутствовали пришкольные участки, что не позволяло приглашать для обучения садоводов.[9]

Обучение всех предметов велось по специальным книгам, которые присылали из училищного совета. К примеру, это были книги «Священная история Ветхого и Нового Завета» протоирея Крылова, «Молитвы, заповеди и символ веры» протоирея Соколова, «Обучение церковно – славянской грамоте» Ильминского,  «Сборник арифметических задач» Лубенца, Полубояринова, «Русская пропись», «Уроки чистописания» Гербача, «Руководство по квадратной ноте» Соловьёва, и другие.[10]

Предметы, которые были связанны с религией, вели священнослужители. Остальным предметам обучали светские учителя прошедшие специальные курсы.

В церковно-приходские школы принимали детей от 7 до 12 лет. В связи с крайне скудным финансированием приходилось учить  совместно детей обоего пола.

В Липецком уезде с конца XIX в. наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества учащихся. В селе Красиловка в 1890 – 1891 уч. г., проживало 1.015 человек. Детей в возрасте от 7 до 14 лет было 139, а в обучение задействовано только 28 мальчиков и 2 девочки, что составляет 21,6 % от общего числа детей.[11] В этом же селе через два года детей школьного возраста стало 170 человек, а местную школу посещал 61 ребёнок (50 мальчиков и 11 девочек), что на 117 % больше по сравнению с предыдущим годом.[12]                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

В Липецком уезде в духовных школах обучалось 659 учеников, из них 575 мальчиков, девочек 84.[13] Обучение проводилось в  22 церковно – приходских школах и 37 школах грамотности.[14] К 1899 г. увеличивается число обучающихся детей и достигло показателей: 2.180 мальчиков и 688 девочек.[15]

Церковно-приходские школы показывали средний уровень успеваемости учеников. Из-за слабой материальной базы для обучения детям не хватало книг, ученикам приходилось запоминать на слух отрывки, прочитанные учителем.

В соответствие с данными инспекторских проверок в школах Липецкого уезда в 1890 – 1891 гг. качество знаний было оценено как среднее «не совсем стройное».[16] По данным Отчётных ведомостей Липецкого уезда ученики большинства школ, а именно 35 церковно – приходских и школ грамоты, показывали хорошие результаты, в 8 – отличные, в 15 – удовлетворительные и только одна школа отличалась посредственными знаниями.[17]                       

Большинство церковно-приходских школ находилось в плачевном состоянии. У многих не было своих помещений, приходилось брать в аренду. Не было простейших ученических предметов, парт и стульев. Ученикам приходилось заниматься либо стоя, либо сидя на полу. Не было и канцелярских предметов. Писали мелом или углем на досках, обрывках ткани, клочках бумаги. А после написания текст стирали, чтобы написать новый. В Липецком уезде по данным отчётных ведомостей за 1871 г. все помещения, отведённые под классы, имели плохое освещение, не вентилировались, не было инвентаря.

Церковно – приходские школы организовывались для крестьянских детей, не имеющих возможность обучаться. Они стали незаменимы в губерниях с разбросанными небольшими посёлками.  Несмотря на слабую материально-техническую базу и низкий уровень подготовки,  данный тип учебных заведений в конце XIX в. развивается в большую систему, охватившую всю страну

К концу века церковно-приходская школа стала конкурировать со школами других ведомств. На Европейской части России в городских учебных заведениях по данным на 1 января 1893 г. обучалось 75 % мальчиков и 38,8 % девочек, а в сельской местности соответственно – 69,5 % и 18 %.[18]

Таким образом, на территории Липецкого уезда сложилась устойчивая тенденция открытия церковно-приходских школ, в которых получали начальное образование дети всех сословий. Образование было акцентировано на религиозный аспект, то есть при изучении любого учебного предмета делали упор на религию. Но при слабом финансировании мы видим , что церковно-приходские школы порой не имели своего собственного помещения, предметов мебели для школы, канцелярских предметов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Исторические странички. Из истории Российского образования.

 // Вестник образования. – 2001. – № 22. – С.2-5.

  1. Тонких  В.Е. Система школьного образования Липецкой области: История, современность, будущее: Учебное пособие. - Елец: ЕГПИ, 1998. -164 с.
  2. ГАЛО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 10.
  3. ГАЛО. Ф. 23. Оп. 1. Д. 7.
  4. Малышева О.В. «Начальное образование русской провинции в 1860–1920–е гг.» Дис…канд. ист.наук. – М.. 2009. -168 с.

 


 

 


[1] Хрестоматия по истории педагогики. Под ред. С.А.Каменева, сост. Н.А.Желваков, - М., 1936 . – С. 120.

 

[2]Там же.  С. 125.

[3] Там же. С.19

[4] Там же. С.20

[5] Там же. - С.20

[6] Там же. - С.20

[7] Тонких  В.Е. Система школьного образования Липецкой области: История, современность, будущее: Учебное пособие. - Елец: ЕГПИ, 1998. - С.9.

[8]Малышева О.В. «Начальное образование русской провинции в 1860–1920–е гг.» Дис…канд. ист.наук. – М.. 2009. - С.50.

[9]ГАЛО. Ф.10. Оп. 1. Д. 10. Л. 7.

[10]ГАЛО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 10.

[11]ГАЛО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 10. Л. 25.

[12] Малышева О.В. «Начальное образование русской провинции в 1860–1920–е гг.» Дис…канд. ист.наук. – М.. 2009. - С.51.

[13]ГАЛО. Ф. 7. Оп. 1.  Д. 10. Л. 93.

[14]ГАЛО. Ф. 23. Оп. 1. Д. 7. Л. 158.

[15]ГАЛО. Ф. 23. Оп. 1. Д. 1. Л. 160.

[16]ГАЛО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 10.

[17]ГАЛО. Ф. 23. Оп. 1. Д. 7. Л. 159.

[18]Исторические странички. Из истории Российского образования. // Вестник образования. – 2001. – № 22.           – С. 3.

 

 




Вконтакте


Facebook


Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт