Вородюхин Станислав Евгеньевич "Частные лица в системе взимания гербового сбора в Российской Империи во второй половине XIX в."
аспирант, кафедра теория и история государства и права, Юго-Западного Государственного Университета г. Курска
Налогообложение в Российской Империи во второй половине XIX в. претерпело ряд существенных изменений. К этим изменениям можно отнести реформы в области гербового законодательства. Гербовый сбор представлял собой универсальный способ оплаты сборов, который имел разные объекты обложения, в частности различные виды актов, сделок и бумаг.
Актуальность данной статьи состоит в том, что с усложнением общественных отношений и развитием государственного аппарата возрастало число служащих, которые занимались продажей гербовых бумаг и марок. К ним, прежде всего, относились частные лица, которые для решения своих задач обусловливали осуществление ими специальной, а именно, финансовой деятельности [1, 2].
Гербовый сбор в Российской Империи во второй половине XIX в. явился одним из самых распространенных способов взимания пошлин. Однако, несмотря на простоту гербовых пошлин, последние имели все-таки ограниченный круг применения. Именно, в тех случаях, когда величина пошлин соразмерялась с ценою оплачиваемых ими услуг для лиц, которыми пользовались таковыми, то эта величина устанавливалась в каждом отдельном случае соответствующими учреждениями. И такие пошлины обыкновенно оплачивались деньгами в назначенных для этого государственных кассах.
Местами продажи гербовых бумаг были казначейства, таможни, городские управы или думы, земские управы, волостные правления, нотариусы, биржевые маклеры и другие места, по соглашению министерства финансов с другими ведомствам, а также у частных лиц, на основании правил, устанавливаемых особой инструкцией [3].
Господин Министр Финансов поручил особой комиссии на заседание от 24 февраля 1876 г. составить поэтапное правило о продаже гербовых бумаг и марок частными лицами. Результатом этого заседания стала утвержденная инструкция о продаже частными лицами гербовых бумаг и марок от 5 мая 1876 Министром Финансов [4].
Согласно этой инструкции – частное лицо, которое желало открыть у себя продажу гербовой бумаги и марок, должно было спросить на то разрешение местных казенной палаты или областного правления. В случае положительного ответа, палата или правление должно было опубликовать в столицах в полицейских, а в прочих городах в местных губернских или областных ведомостях [5].
Бумага и марки отпускались частным лицам для продажи из местного или ближайшего Казначейства за наличные деньги. В 1876 доплата против установленной законом цены гербовых бумаги и марок, которые частные продавцы вправе были брать от покупщиков, не должна была превышать: при продаже от одной до трех 5 коп. марок – одной копейки, 15 коп. марки – одной копейки, в 25, 35 и 45 коп. – двух копеек, простой 40 коп. гербовой бумаги – двух копеек; при продаже остальных, высших сортов вексельной бумаги, а равно и всех сортов актовой бумаги размер до платы не должен был превышать пяти процентов с той цены, которая означена была в штемпеле продаваемого листа бумаги [6].
Частные продавцы обязаны были постоянно иметь достаточный, соразмерно местным потребностям, запас всех разборов гербовых марок (в 5, 15 и 40 коп.), простой 40 коп. гербовой бумаги, первых одиннадцати разборов вексельной (от 5 до 80 коп.) и первых двух разборов актовой (1 и 2 руб.) бумаги; продажу же высших затем сортов вексельной или актовой гербовой бумаги они тоже производили, но она для них была не обязательна [7].
Частное лицо, которое производило продажу гербовых бумаги и марок, обязано было: а) иметь вывеску с надписью: «Продажа гербовых бумаги и марок» и б) в помещении для продажи вывесить, на видном месте, печатную или писаную выписку инструкции о продаже частными лицами гербовых бумаг и марок, которая касалась их цены [8].
19 января 1882 г. был принят закон о возвышении цен вексельной гербовой бумаги, который должен был вступить в законную силу с 1 июля 1882 г. Согласно этому закону частные лица, у которых имелся запас старой гербовой бумаги, могли понести бы неожиданный для них убыток. Однако, Министром Финансов был разрешен обмен гербовой бумаги прежних цен при различном изменении цен гербовой бумаги, при чем дозволен был и обмен отпечатанных на гербовой бумаги бланков разного рода [9].
Важно подчеркнуть, что вводился строгий контроль за деятельностью мест и лиц, продающих гербовую бумагу и марки. На них же возлагалась ответственность за целостность гербовой бумаги и марок. Порядок счетоводства и отчетности в заготовлении и употреблении гербовой бумаги и марок устанавливался, до издания общего счетного устава, по взаимному соглашению между министром финансов и государственным контролем [10].
Нарушения правил о гербовом сборе влекли за собой для каждой из сторон, участвовавших в сделке, не оплаченной гербовым сбором, штраф в 10-кратном размере невнесенного сбора. Штрафу в 30 раз против установленного размера гербового сбора подвергались лица, выдавшие накладные, платежные расписки, счета, удостоверявшие получение денег, товаров и других предметов, вообще акты и документы, освобождавшие от выполнения обязательства без оплаты их гербовым сбором [11].
Частные лица, нарушившие правила о гербовом сборе, подвергались штрафам в 5, 10 и 30 раз против установленного размера гербового сбора, смотря по характеру актов и документов, по которым произошло нарушение [12].
Если узнавалось, что частный продавец гербовых бумаги и марок брал с покупателей большую против установленной инструкцией доплату, а равно если он не будет иметь достаточного для продажи, сообразно местным требованиям, запаса всех разборов гербовых марок, 40 коп. простой гербовой бумаги, первых одиннадцати разборов вексельной и первых двух разборов актовой, - то он, по составлении о том полицейского протокола, лишался на всегда права производить продажу гербовых бумаги и марок. Затем специальные протоколы передавались в казенную палату, где все это публиковалось о прекращении права на продажу [13].
Правила эти в действительности почти вовсе не соблюдались, так как не только должностные лица и учреждения, но и частные лица уклонялись от приобретения гербовой бумаги и марок, для перепродажи вследствие совершенной безопасности такого хлопотливого занятия – для первых и положительной его невыгодности – для вторых. Отсюда на практике весьма нередки случаи, что на месте совершения сделки решительно бывало невозможно достать гербовую бумагу и марки, надлежащего достоинства, и договор и условия писались на простой бумаге без оплаты документа, установленным гербовым сбором, причем в законе не предусмотрено способов, посредством которых такие невольные нарушители гербового Устава могли бы впоследствии оплатить причитающийся с них гербовый сбор, без взыскания установленного штрафа. Обстоятельство это вело к тому, что такое невольное нарушение гербового Устава оставалось не исправленными и в убытке оставалась, главным образом, казна, так как подобные нарушители гербового Устава подвергались штрафам лишь в том случае, когда неоплаченный гербовый сбор документ поступал в суд или другое правительственное установление, которым должно было сделано распоряжение о взыскании с виновных штрафа. В противном же случае, когда, например, договор исполнен, эти нарушения для виновных проходят бесследно [14]
Таким образом, частные лица в системе взимания гербового сбора в Российской Империи во второй половине XIX в. играли двойственную роль, так как с одной стороны от продажи частными лицами гербовых бумаг и марок поступал определенный доход в государственную казну, а с другой стороны ведь это было не совсем им выгодно и дело это было хлопотливым.
ПРИМЕЧАНИЯ:
- История налоговой политики России: конец XIX, XX и начало XXI столетия / [отв. ред. И.В. Карачаева]. М., 2008. С. 27.
- Толкушкин А.В. История налогов в России. М., 2001. С.115-117.
- Устав о гербовом сборе // Свод законов Российской Империи. Т.V. СПб., 1893. С. 32-33.
- Российский Государственный Исторический Архив (РГИА). Ф. 572 Оп. 1 Д. 137 Л. 414-417.
- Государственный Архив Курской Области (ГАКО). Ф. 184. Оп. 1. Д. 5458. Л. 8.
- Там же. Л. 8
- Там же. Л. 8
- Там же. Л. 8
- РГИА. Ф. 574 Оп. 3 Д. 795 Л. 36 об –38 об.
- Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗ РИ). Собр. второе. Т.XLIX. отд. I. СПб.: Импер. тип., 1876. С. 646-647.
- Там же. С. 646-647.
- ПСЗ РИ. Собр. третье. Т.XX. отд. I. СПб.: Импер. тип., 1902. с. 684.
- ГАКО. Ф. 184. Оп. 1. Д. 5458. Л. 8.
- РГИА. Ф. 229 Оп. 4 Д. 828 Л.9 об.-10.
Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт