Антонова Дарья Евгеньевна "Особенности административного управления провинциального уездного училища первой четверти XIX века (на примере г. Коломна)"


Аспирант Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

История образования в Российском государстве на данный момент является одной из активно развивающихся отраслей отечественной истории. Тем не менее, при наличии достаточно обширного материала по развитию государственных школ в пореформенное время, следует обратить внимание на переходный этап от образования духовного к государственным школам. Задел государственным светским школам появился при императрице Екатерине II указом об учреждении народных училищ, позже, в начале XIX века, эти училища были преобразованы в училища уездные. Таких училищ в первой половине XIX века по Московской губернии насчитывалось 12 заведений, для сравнения в Рязанской губернии только 7.[1] Они работали по схожему принципу: получали пособия из губернского центра, были достаточно стандартизированы. Училищный штат  состоял из 2-3 учителей и штатного смотрителя. В данной статье пойдет речь о смотрителе уездного училища, как управляющем чиновнике данного учреждения, через которого шла связь с Департаментом просвещения. Для примера будет использован материал Коломенского уездного училища Московской губернии, как типа уездных училищ региона того времени .

   При разработке данной темы были использованы материалы государственного законодательства указанного периода и неопубликованные ранее источники: дела фондов Дирекции  народных училищ Московской губернии (Ф.156), Московского императорского университета (Ф.418) и канцелярии попечителя Московского учебного округа (Ф.459) Центрального государственного архива г. Москвы.

   Следует первоначально обратиться к структуре уездного училища. Во главе его находятся два смотрителя – штатский и почетный. На должность штатного смотрителя назначало руководство из Департамента просвещения. В обязанности штатного смотрителя входил контроль за хозяйственными делами и учебной частью училища. На должность назначали чаще всего из учителей того же училища, но человека состоявшего по рангу не менее чем в 9 классе[2].

Смотритель нёс ответственность за бухгалтерию и хозяйственную часть училища (наличие  учебных книг и пособий, подобающий обслуживающий персонал училища – сторожа, дворники с характеристикой «трезвых и добропорядочных» людей[3]), за уровень преподавания учителей. Кроме того, на штатных смотрителей возлагался контроль над благонравием учащихся, требование исполнения правил училища, за обратное чему  имел право поступать применять физическое наказание. Сфера деятельности смотрителя уездного училища была необычайно широка, что нельзя сказать о его заработной плате: в 1813 году смотритель Коломенского уездного училища получал на 5 рублей больше чем рядовой учитель. Сумма составляла 22 рубля 91 ½  копеек[4], что не соответствовало объему работы, который в идеале, по Уставу, должен выполнять смотритель уездного училища.

Обратимся к  характеристике штатных смотрителей Коломенского уездного училища в первой четверти XIX в. Долгое время исполняющим обязанности смотрителя училища выполнял учитель истории Семен Флоринский, закончивший Санкт-Петербургский  педагогический институт с отличной рекомендацией. В 1813 году его перевели из Коломны учителем в Тверскую гимназию, взамен прислали учителя сгоревшего в Москве частного училища Курганова[5].               

    После Флоринского должность занял титулярный советник  Семен Колосов, прослуживший до зимы 1821 года[6]. В 1821 г. он скончался от болезни, после чего его вдова выхлопотала себе пенсию по заслугам мужа долгое время служившего на благо училища[7]. Колосов достаточно аккуратно вел документацию, и благодаря сохранившимся приходно-расходным книгам училища, стало возможным установить размер заработной платы учителя в училище в месяц - 11 рублей 20 копеек (за 1819 год).

В1826[8] году штатным смотрителем становится отставной чиновник 7 класса Павел Сергеевич Матчин[9]. Павел Сергеевич Матчин вступил в должность как «прилежный и рачительный работник» в возрасте 68 лет. Ранее он был награжден бронзовой дворянской медалью за кампанию 1812 года, имел дворянское происхождение, восходящее ко временам  царя Михаила Федоровича, за службу которому «при московском осадном сидении» роду Матчиных была дана дворянская грамота.  Определенно, Матчин был не слишком богат, душ у него имелось только две – «мужского и женска» пола, находящиеся при нем.[10] Павел Сергеевич пробыл штатным смотрителем всего 2 года, в 1828 году он был отстранен и заменен Петром Иванович Петровым[11].

Штатный титулярный советник Петр Иванович Петров прослужил в учебном заведении с 1828 по 1836 год.  В 1834 году училище посетил в качестве «визитора» профессор Надеждин, нашедший училище «в крайне разстроенном состоянии», и советовал Дирекции училищ принять надлежащие меры. Директор училищ в свою очередь утверждал, что неоднократно делал соответствующие замечания как штатному смотрителю, так и ставил на вид данное прискорбное положение дел почетному смотрителю училища, но все безрезультатно. Следствием этой переписки идет увольнение от должности, как штатного смотрителя титулярного советника П. Петрова, так и почетного смотрителя Коломенского уездного училища надворного советника М. Курманлаева.

На основании исследованного материала, следует что по государственному законодательству штатные смотрители уездных училищ должны быть компетентными педагогами-управленцами, ведущими документацию училища, выполняя функции методистов и старших воспитателей. На деле можем определить формальное выполнение обязанностей. Зачастую возникали проблемы со сдачей документации в срок, что в свою очередь дополнительно свидетельствует нам о поверхностном отношении указанных чиновников к своей службе. Не имея возможности судить об участии штатных смотрителей в педагогическом процессе, следует отметить отношение к ведению чиновниками хозяйственной части. Благодаря источникам, определено, что к середине XIX века училище начало приходить в упадок и требовало ремонта. «Разстроенные» дела училища, по словам ревизора, подтверждают данный тезис. В результате, штатные смотрители в управленческом плане, на примере подмосковной Коломны, не столь идеально выполняли свои административные функции, как это предписывалось училищным уставом.

 

 


[1] Таблицы учебных заведений всех ведомств Российской империи с показанием отношения числа учащихся к числу жителей, 1838. С.3, 9.

[2] ПСЗ. Собрание I. Т. XXVIII.  СПб., 1830. №21.502, с. 639, §105

[3] ПСЗ. Собрание I. Т. XXVIII.  СПб., 1830. №21.205, с. 639, §113

[4] ЦГА г. Москвы Ф.156. Оп. 1. Д.48. Л.94-96

[5] Там же Ф. 418, Оп 73. Д.77, Л.7

[6] Там же. Ф. 418, Оп. 73. Д. 2921, Л.3

[7] Там же. Ф. 418, Оп. 73. Д. 3257, Л.7

[8] До него 4 года в Коломенском уездном училище числится только первый почетный смотритель Михаил Курманлаев

[9] Там же. Ф. 418, Оп. 73. Д. 3296, Л. 1.

[10] Там же. Ф. 418, Оп. 73. Д. 4855. Л. 6, 6 об, 7, 7 об..

[11] Там же. Ф.418, Оп. 73. Д.5898, Л.1, 2, 8.

 




Вконтакте


Facebook


Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт


Автоматический вход Запомнить
Забыли пароль?



Бурдаков
Дмитрий
Владимирович

Могли вы бы мне ответить на такой вот вопрос, а какое место и роль отводилась попечителям учебных округов?



2015-02-24
Феребов
Александр
Николаевич

Уважаемая Дарья Евгеньевна, известны ли Вам данные об образовании упомянутых штатных смотрителей, помимо Флоринского? Все ли смотрители, кроме Флоринского, были родом из Коломны или Москвы? или они были из других губерний? На ваш взгляд, какими были причины прихода училища в упадок к 1834 году?



2015-02-24
Антонова
Дарья
Евгеньевна

Благодарю за проявленный интерес. Да,в связи с изначальным требованием к статье пришлось предложить её на конференцию тезисно. Благодаря Вашим вопросам поясню подробнее. Александр Николаевич, штатные смотрители в КУУ были в основном из других городов (в основном Москва). Помимо Семена Флоридского известно образование Павла Сергеевича Матчина. Он был дворянин (имевшие 2 души). Служить начинал он в 1770 году, когда 3 июня «вступил в сухопутный казенный корпус». По 1805 год обучался «разным наукам», а именно: богословию, немецкому и французскому языкам, арифметике, истории, географии, рисованию и военной экзерциции. Кроме того еще верховой езде и другим физическим упражнениям. За хорошие успехи и поведение при выпуске из корпуса «удостоен пользоваться успехами и преимуществами», прописанными в уставе корпуса. следующий за ним смотритель Петр Петров Обучался в университетской гимназии (Московского университета), и в 1815 году получил статус учителя физико-математических наук.



2015-02-27
Феребов
Александр
Николаевич

Спасибо за ответ. Посмотрите биобиблиографический словарь А.М. Феофанова "Студенты Московского университета". Там на с.215 упомянут Петр Иванович Петров, после гимназии поступивший в университет, и в 1815 году определённый учителем Коломенского уездного училища. Кстати, если он был определён в учители прямо из студентов, и Вы найдёте точный документ, на каком основании Петров был определён в учители, то это будет очень интересный факт.



2015-03-02
Феребов
Александр
Николаевич

А насчёт роли попечителя в судьбе учителей и администрации уездного училища, посмотрите диссертацию Д.А. Захаратоса и четырехтомник Ф.А. Петрова. Всё-таки, по уставу 1804 г. учителей выбирал Московский университет, а подписывал окончательный приказ о назначении учителей - попечитель округа. Про 1828 г. сразу так не вспомню. В ЦГА это получится другие описи в упомянутом Вами фонде 418, и ещё фонд 459.



2015-03-02
Феребов
Александр
Николаевич

И конечно же Г.К. Шмид - редко упоминаемый и используемый труд (из-за своего объема, наверное). Несмотря на название (История средних учебных заведений в России), содержит массу материала по всей структуре образовательной системы МНП.



2015-03-03
Антонова
Дарья
Евгеньевна

Александр Николаевич, благодарю Вас за столь ценные комментарии к моему докладу. Непременно воспользуюсь упомянутыми материалами



2015-03-10