Стрекалов Илья Николаевич "Земский собор Смутного времени на Руси (1598-1613 гг.) как орган выборов царей на престол"


 

Студент Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, юридический факультет

Земский собор – сословно представительный орган на Руси в XVI-XVII вв., призванный принимать участие в решении наиболее важных государственных вопросов, затрагивающих интересы населения – в период Смутного времени (1598-1613 гг.) приобрёл важную политическую функцию – выборы царей. Почему так серьёзно расширилась компетенция соборов? Начиная с IX в., в России установился принцип наследования сначала княжеской, а затем царской власти. Начиная с княжения Рюрика (862-879 гг.), власть в России передавалась по наследству только по мужской линии. Когда в 1598 г. умер третий сын Ивана Грозного, бездетный царь Фёдор Иванович, пресекается династия Рюриковичей (два других сына Ивана Грозного погибли – Иван скончался от удара посоха царя в 1581 г., царевич Дмитрий умер в результате несчастного случая в Угличе в 1591 г.). Вследствие отсутствия наследника наступает политический кризис -  начинается непростой период Смутного времени. Выходом из создавшейся ситуации стал  созыв сословно-представительного выборного органа, Земского собора, с целью выбора царя. Так, в 1598 г. Земский собор выбрал  царём Бориса Годунова.  Но социально-экономическая и политическая ситуация в стране ухудшилась, что привело  к голоду и массовым выступлениям населения, в которых обвинили царя. Поэтому потомкам Бориса Годунова не удалось сохранить за собой власть, и в 1606 г. Земский  собор вновь выбирает царя.  Им становится Василий Шуйский. Однако правление Шуйского не улучшило положения в стране, что вновь привело  к смене власти. В 1613 г. очередной Земский собор избрал  царём Михаила Фёдоровича Романова, что положило  начало династии           Романовых на Руси. Такова история избирательного Земского собора на Руси в период Смуты.      

                Исходя из имеющихся исторических фактов, представляется возможным определить, порядок выбора  царей на Земских соборах. Основы выборов царей были следующими:

- Альтернативность выборов (наличие нескольких кандидатур на царство)

- Избирательный процесс (подразумевался порядок проведения выборов царей)

- Круг избирателей  (люди, имеющие право на голосование на выборах царя)

                Рассмотрим каждую из основ выборов по порядку. Во-первых, все Земские соборы, рассматриваемые нами, проводили выборы на альтернативной основе. На Земском соборе 1598 г. в качестве кандидатов на престол были предложены Фёдор и Александр Никитичи Романовы, Мстиславский и Борис Годунов. С января 1598 года в Литву стали поступать сведения о том, что в Москве определились четыре самых вероятных претендента на трон. Первые места среди них отводились Федору и Александру Никитичам Романовым. Их шансы казались исключительными. В феврале за рубежом разнеслась весть, что бояре избрали старшего Романова, а Годунова убили. Литовская секретная служба вскоре же убедилась в неосновательности этих слухов, но литовские агенты продолжали твердить, что бояре и воеводы согласны выбрать Романова за родство с прежним царем. Последние места среди претендентов достались Мстиславскому и Борису Годунову. В жилах Мстиславского  текла   королевская   кровь,  он   был   праправнуком Ивана III и занимал пост главы Боярской думы. Но среди коренной русской знати литовские выходцы Мстиславские не пользовались авторитетом.

На Земском соборе 1606 г. в качестве кандидатов на престол были предложены В. И. Шуйский и В.В. Голицын. Оба они добивались престола; но сторона Шуйского взяла перевес. Происхождение от Невского давало Шуйскому перевес над Василием Васильевичем Голицыным, происхождение которого от дочери Донского забыли, а происхождение его от Гедимина для русских не имело значения.

На Земском соборе 1613 г. в качестве кандидатов на престол были предложены Ф. Мстиславский, И. Голицын, Д. Трубецкой и М. Романов. Почти все члены Земского собора настаивали на избрании царя из русских княжеских и боярских родов. Разгорелись споры. Родовитая знать предлагала кандидатуры князя Фёдора Мстиславского и князя Ивана Голицына. Казаки настаивали на князе Дмитрии Трубецком. Лишь 7 февраля стало ясно, что большинство членов Земского собора высказываются за шестнадцатилетнего Михаила Романова.

                На  всех Земских соборах существовал определённый порядок проведения выбора  царя. Этот порядок формировался постепенно, так выборы первого царя затянулись на год.  В 1598 г. для установления законной царской власти необходимо было решение Боярской Думы. В результате борьбы решения сословно-представительного органа стали более важными, чем решения группы бояр. Установился определённый порядок выборов:

- в голосовании принимают участие представители всех слоёв населения со всей Руси;

- кандидатуры  представляют Земскому собору;

- решение принимается  большинством голосов;

- происходит венчание  на царство.

                 Обратимся к Земскому собору 1598 г.   В феврале 1598 г. патриарх Иов созвал на своем подворье совещание, на котором  некоторые бояре  выступили с письменным свидетельством в пользу Бориса. В результате чего было принято решение об избрании на трон Годунова. Это совещание в дальнейшем и стали называть Земским собором 1598 г. Годуновская канцелярия стремилась доказать, что  Борис короновался на царство  через  месяц  после  избрания   на   Земском   соборе. Но так как на собор были приглашены только сторонники Годунова, то Боярская Дума встала в оппозицию. Вся структура тогдашней государственной власти была такова, что народное избрание Бориса на трон не могло иметь силу без санкции со стороны высшего органа государства — Боярской думы. Поэтому законное восшествие на престол Годунова  произошло  только 3 сентября 1599 г.  после долгого противостояния Боярской Думе.  Для того, чтобы сделать власть Бориса Годунова законной, его сторонники  начинают привлекать разные слои населения к его избранию.  «По распоряжению патриарха столичные церкви открыли двери перед прихожанами с вечера 20 февраля до утра следующего дня. Расчет оказался правильным. Ночное богослужение привлекло множество народа. Наутро духовенство вынесло из храмов самые почитаемые иконы и …двинулось крестным ходом в Новодевичий. Таким, способом руководителям Земского собора удалось увлечь за собой внушительную толпу. <…> Манифестация 21 февраля сыграла важную роль в ходе избирательной борьбы. Опасность введения в стране боярского правления уменьшилась, тогда как позиции приверженцев Годунова окрепли. Чтобы сломить сопротивление знати, правитель должен был искать непосредственную поддержку у столичного посадского населения» .   Помимо населения Москвы, приняли присягу на верность царю дворяне из провинции. Раздача денежного жалованья дворянам стала немаловажным аргументом в избирательной борьбе. 1 апреля 1598 г. Годунов венчался в Успенском соборе московского Кремля.  Патриарх и другие духовные лица скрепили документ своими руками и печатями, «а бояре и окольничие и дворяне и диаки думные руки ж свои приложили...» .  Подписание грамоты могло заменить церемонию царской присяги в думе. Постановление Боярской Думы могло быть аннулировано народным признанием Годунова царём. «Москва целовала крест «в пору- жатвы», то есть в конце июля — августе. Участник церемонии Иван Тимофеев рассказывает, что собравшиеся в Успенском соборе москвичи громко выкрикивали слова присяги, так что от их воплей не слышно было молитв и приходилось затыкать уши. По словам того же автора, население собралось в соборе потому, что боялось ослушаться грозного предписания» . 

                На Земском соборе 1606 г. присутствовали московские бояре, поддерживавшие В. Шуйского, и подкупленная (либо подговорённая) ими толпа. Поэтому избирательный процесс упростился по сравнению с Земским собором 1598 г. Собравшиеся на Красной площади 19 мая 1606 г.  выкрикнули имя Василия Ивановича Шуйского.

                Земский собор 1613 г. должен был положить конец Смутному времени – установить законную власть. Поэтому организаторы выборов царя решили привлечь большие массы населения и сделать выборы поэтапными. Первоначально решили отправить пригласительные грамоты, в которых предлагалось прислать от каждого города с уездом по 10 человек из всех сословий населения.  «В грамоте «Совета всей Земли» на Двину о созыве Земского собора утверждается следующее: «Из многих городов к нам в Москву власти и всяких чинов люди для <…> великого земского дела совету съехались. Ожидаем мы и выборных людей от вас. <…>  И вам бы, господа, по нашему приговору выбрать крепких, и разумных, и настоятельных людей из духовного чину – пять человек. Из посадских и из уездных людей – двадцать человек. Из стрельцов – пять человек.  <…> Дав им от себя полный достаточный приговор, как им о великом земском деле с нами вместо всех вас советоваться, и говорить и выбор царя постановить. <…> А если вы выборных людей в Москве к Крещенью не вышлете, нам всем мнится, что вам Московское государство и государь на Московском государстве не надобен» . Произошли выборы делегатов на местах. Всего в Москву съехалось свыше 600 членов Земского собора, который начал заседать в середине января 1613 года. Почти все его члены настаивали на избрании царя из русских княжеских и боярских родов. Разгорелись споры. Родовитая знать предлагала кандидатуры князя Фёдора Мстиславского и князя Ивана Голицына. Казаки настаивали на князе Дмитрии Трубецком. Лишь 7 февраля стало ясно, что большинство членов Земского собора высказываются за шестнадцатилетнего Михаила Романова. На его избрании настаивали дворяне – наиболее многочисленная группа собора, которых поддерживали сторонники Романовых со стороны боярства и казачества. Кандидатуру Михаила поддержали и влиятельные круги православной церкви. 21 февраля 1613 года прошли окончательные выборы, каждый участник собора подавал письменное мнение, и во всех мнениях значилось одно имя – Михаила Фёдоровича. «Да примет он, - говорилось в избирательной грамоте, подписанной участниками собора, - скипетр Российского царства для утверждения истинныя нашея православныя веры, и чтобы Господь Бог Его Государским призрением во всём Московском Государстве расточенные и разоренные исправил и во едино благочестие совокупил и междоусобие утолил и вся благая Московскому Государству устроил» .  

                Н. М. Карамзин так описывает принятие решения Земского собора: «…единогласно, единодушно наименовали Михаила самодержцем, монархом неограниченным; те и другие воспламененные любовию к Отечеству, взывали только: Бог и Государь!  Написали хартию и положили оную на престол. Сия грамота, внушённая мудростию опытов, утверждённая волею и бояр, и народа, есть священнейшая из всех государственных хартий. Князья московские утвердили самодержавие; Отечество даровало оное Романовым. Самое личное избрание Михаила доказывало искреннее намерение утвердить единовластие.  <…> Предпочли юношу, почти безродного; но сей юноша, свойственник царский, имел отца мудрого, крепкого духом, непреклонного в советах, который долженствовал служить ему пестуном на тоне и внушать правила твёрдой власти» .  11 июля 1613 года произошло царское венчание в Успенском соборе.

                  Одним из важных составляющих системы выборов царей являлся состав избирателей. С каждым новым собором круг избирателей расширялся. Это делалось с целью повысить представительность собора, и тем самым, показать законность выбора царя. Так, в Земском соборе 1598 г. участвовало множество различных слоёв населения. В. О. Ключевский, известный русский историк, утверждал, что Борис был избран правильным Земским собором, то есть включавшим представителей дворянства, духовенства и верхов посадского населения. Мнение Ключевского поддержал С. Ф. Платонов. Избирательная документация Годунова сохранилась. Авторы ее старательно описали историю восшествия Бориса на престол, но им не удалось избежать недомолвок и противоречий. Историки до сих пор не могут ответить на простой вопрос: сколько людей участвовало в соборном избрании Годунова? Н. М. Карамзин насчитал 500 избирателей, С. М. Соловьев — 474, Н. И. Костомаров— 476, В. О. Ключевский — 512, а современная исследовательница С. П. Мордовина — более 600. Р. Скрынников считает, что избирательных грамот было несколько. Поэтому все исследователи говорят о разном количестве людей. 

                Земский собор 1606 г., в отличие от собора 1598 г., по своему составу был боярским и ограниченным в пределах московского населения. Обратимся к историку С.М. Соловьёву и его «Истории России с древнейших времён», трактату, который описывает, насколько представительным был собор при воцарении Василия Шуйского: «…прося у бога милости, митрополиты, архиепископы, епископы и весь освященный собор, также и мы, бояре, окольничие, дворяне, дети боярские и всякие люди Московского государства, избирали всем Московским государством, кому бог изволит быть на Московском государстве государем» .

                Земский собор 1613 г. был самым представительным из всех Земских соборов. Для подготовки Земского собора «Совет всей земли» разослал соответствующие грамоты. В столицу съезжались представители различных уездов, городов и сословий: духовенство, посадские и уездные люди, стрельцы, а по некоторым сведениям, даже выборные от черносошных крестьян. 

                Таким образом, можно сделать вывод о том, что в результате пресечения династии Рюриковичей Земские соборы расширили свои полномочия, для того, чтобы избирать царя. Постепенно сложилась избирательная система выборов царей в России: были выбраны Б. Годунов в 1598 г., В. Шуйский в 1606 г., М. Романов в 1613 г.. На всех выборах шла борьба между представителями разных кандидатов на престол, к участию в выборах привлекались разные слои населения, однако, порой применялись недемократичные способы воздействия на избирателей (в частности, подговор или подкуп). Появление избирательной функции у Земского собора, безусловно, было вызвано нестабильностью в нашей стране — как внутриполитической (голод 1601-1603 гг., кризис власти 1598 г.), так и внешнеполитической (шведско-польская интервенция 1610-1612 гг.). Парадоксально, но факт: Земский собор временно стал высшим органом государственной власти, не давшим разрушить основы государственного строя.  




Вконтакте


Facebook


Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт