Зарипова Диана Менировна "ЖУРНАЛ «ТОВАРИЩ» КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА СИБИРСКОГО РЕБЕНКА"
магистрантка Новосибирского государственного педагогического университета
В истории российской культуры, и детской субкультуры в особенности, журналистика – одна из интереснейших ее областей. В течение двух с лишним столетий складывалась система сначала дореволюционной, а после советской детской журналистики. Вырабатывались приемы, формы подачи материала, художественное оформление, характер взаимодействия с читателями. Особое место во всем многообразии занимают региональные детские журналы.
Детская журналистика, ни дореволюционная, ни советская, долгое время не привлекала исследователей. Попытки осмыслить историю детской журналистики, как отмечает Л. Н. Колесова, неоднократно предпринимались во второй половине XIX века. Так, в 1878 г. «Педагогический листок» (№ 3-4) опубликовал сразу два обстоятельных очерка: «Десятилетие журнала “Детское чтение” А. Н. и В. П. Острогорских» и «Очерк истории детской журналистики в России (по 1869 г.)» П. В. Засодимского[1]. В своей монографии исследовательница Л. Н. Колесова выделяет две работы, представляющие для нее больший интерес. Они написаны в первой половине XX в. Первая из них «Детская литература» Н. Чехова, в которую входит глава «Русские детские журналы». Н. Чехов пишет: «…детские журналы несомненно составляют особую отрасль детской литературы», которая в общем-то была достаточно традиционной. «…необходимо разобраться в вопросе о детских журналах вообще <…> являются ли они с педагогической точки зрения желательным или нежелательным видом детской литературы». Из всего многообразия педагоги выделили две функции журнала: воспитательную и просветительскую, правда, в каком-то усеченном виде. К. Чуковский так охарактеризовал первую функцию: «Ни одной улыбки, ни одной сказки, ничего настоящее детского. Ведь есть же среди нас такие Угрюм-Бурчеевы, которые любят, чтобы их дети «не баловались…». Вторая была до уровня дополнения к учебнику. Еще одна работа, вышедшая в середине XX в., принадлежит перу А. П. Бабушкиной «История русской детской литературы». Здесь она показывает как детские журналы по отдельности или вместе влияли на детскую литературу[2].
История советской журналистики более обширна, хотя также еще мало изучена. Библиография работ по истории советской детской журналистики за годы их существования насчитывает около 500 названий. В большей степени они были посвящены истории детской периодики 1920–1930-х гг. и написаны с позиций коммунистической идеологии.
Н. В. Ильина в статье «Из истории детских журналов 20–30-х годов» исследует историю детских периодических издании предреволюционных лет, а также первых пионерских журналов[3]. Автор статьи подробно анализирует условия создания, проблемы, с которыми столкнулись первые детские журналы, тематику произведений.
В своей монографии «Советские детские журналы 20-х годов» М. И. Алексеева подробно освещает историю детской журналистики советской России. Автор исследует периодические издания для детей младшего и среднего школьного возраста – «Северное сияние», «Барабан», «Еж», «Дружные ребята», «Пионер» и многие другие. По мнению М. И. Алексеевой, детские журналы имеют огромное значение в воспитании подрастающего поколения, детская периодика формирует у детей коммунистическое мировоззрение, воспитывает высокие морально-политические качества, трудолюбие.
Интересной представляется статья Л. Н. Колесовой «Публицистика в детских журналах 20-х годов»Детское чтение[1]. В своей монографии исследовательница Л. Н. Колесова выделяет две работы, представляющие для нее больший интерес. Они написаны в первой половине XX в. Первая из них «[2].
История советской журналистики более обширна, хотя также еще мало изучена. Библиография работ по истории советской детской журналистики за годы их существования насчитывает около 500 названий. В большей степени они были посвящены истории детской периодики 1920–
Н. В. Ильина в статье «[3]. Автор статьи подробно анализирует условия создания, проблемы, с которыми столкнулись первые детские журналы, тематику произведений.
В своей монографии «
Интересной представляется статья Л. Н. Колесовой «[4], в которой она пытается определить, как именно вопросы общественной жизни отражались в первых советских детских журналах; какие трудности были у публицистов, писавших для детей; какая тематика произведений; каких результатов добились детские писатели. По мнению автора, первые журналы для детей имели большое значение для дальнейшего развития детской периодики, так как в первые годы существования журналов определись темы, проблемы и задачи детского издания.
Все вышеперечисленные работы касаются общероссийских/советских детских журналов. Во всем многообразии исследовании очень мало работ, посвященных изучению региональной периодической печати для детей.
В сентябре 2009 г. в Институте русской литературы РАН проходил семинар «”Убить Чарскую…”: этические и поэтические парадоксы советского творчества для детей (1920–1930-х гг.)». По итогам этого семинара был выпущен сборник, в котором освещаются разные вопросы и проблемы, связанные с детской литературой и журналистикой. Ценной представляется работа М. А. Литовской «Региональный журнал для детей в контексте советской периодики 1920–1930-х гг.: динамика идеологических приоритетов»[5], посвященная двум детским изданиям, выходивших в Свердловске, тогдашнем центре Уральской области. Первые детские журналы, по ее мнению, должны были воспитывать «настоящего» советского гражданина, которые беспрекословно осуществляет государственную волю. Детская периодика должна была «создать у советского ребенка ощущение его активного участия в делах мира, с другой – привить ему чувство добровольной готовности следовать указаниям невидимого, но безоговорочно авторитетного старшего – государства»[6]. Региональные детские журналы должны были на локальных материалах рассматривать общегосударственные идеологические приоритеты и установки.
Итак, подводя итог степени изученности темы можно сделать вывод о том, что на современном этапе изучения детской периодики преимущество составляют исследования, изучающие общероссийские/советские журналы, которые распространялись на все республики и регионы СССР; изучена история советской детской журналистики, преимущественно довоенного времени. Есть работы, посвященные региональным журналам. Исследований, посвященных изучению сибирских детских журналов, мною не выявлено.
Исходя из степени изученности темы, цель данной статьи – охарактеризовать первый сибирский детский журнал «Товарищ» как источник изучения идеального образа советского ребенка.
Для реализации поставленных цели и задач имеет смысл обраться к следующим методологическим походам. Журнал, вслед за М. П. Мохначевой, Н. Н. Родигиной рассматривается мною как инструмент конструирования социальной реальности. Материалы, публикуемые на страницах журнала «Мурзилка», являются процессом коллективного творчества и содержат в себе сознание на индивидуальном и коллективном уровнях бытования, отражают состояние общества, одновременно являясь как инструментом формирования общественного мнения, так и его продуктом. В то же время на содержание данных периодических изданий оказывала влияние политика коммунистической партии, которая воздействовала на процесс воспитания подрастающего поколения советских граждан.
Согласно концепции «текста-источника», предложенной М. П. Мохначевой, общественно-политические и отраслевые (в том числе и детские) журналы представляли собой единый «текст-источник». На содержание журнала значительно влиял «образ издания», формировавшийся под воздействием целой группы факторов: программы издания, авторского состава, взаимодействия с цензурой, особенностей его финансирования.
Журнал «Товарищ» (до № 7 1928 г. назывался «Сибирский детский журнал») – ежемесячный иллюстрированный журнал для детей школьного возраста (примерно 9–15 лет) начал выходить с января 1928 г. Издавался он в г. Новосибирске и предназначался для детей, живущих в Сибирском регионе. Подписная цена на год составляла 2 р. 30 коп., на полгода 1 руб. 30 коп., на 3 месяца – 70 коп., на 1 мес. – 25 коп. Цена одного номера в отдельной продаже составляла 30 коп. Тираж журнала был не большой, он варьировался от 6 500 до 11 000 экземпляров. Первым главным редактором журнала был А. Ансон; с 1930 г. – Г. Солдатов; с 1931 г. – Г. Марков.
Образ аудитории, для которой предназначался журнал, по мере его издания трансформировался. Изначально журнал предназначался для широкой читательской аудитории: «для детей школьного возраста», а это значит для детей, примерно, от 6 до 16 лет. С сентября 1929 г. – «журнал школьников и пионеров Сибири», с января 1931 г. «журнал пионеров и школьников Сибири». Хотя в журнале встречается оговорка, что он предназначается для детей от 9 до 15 лет, т.е. для старших октябрят и пионеров. Изучая материалы журнала, можно сделать вывод, что в нем присутствовали сюжеты, касающиеся всех возрастов, особенно в первых изданиях. Только с 1931 г. можно сказать, что этот журнал предназначался детям старшего возраста – пионерам.
Сам журнал был очень хорошо структурирован. Вначале каждого номера помещалось его содержание и объявление о подписке. Далее журнал был разделен на разные рубрики.
Идею создания журнала редакция объясняет так: в Сибири никогда не было своего детского журнала, но теперь при установлении новой власти, при которой растет грамотность, тысячи ребят нуждаются в получении информации, а также могут сами рассказать о своем крае, который быстрыми темпами идет вперед. Также редакция журнала призывает всех своих читателей к участию в создании журнала. Вот о чем предполагалось писать в редакцию:
«1. Как работают школы и школьные организации.
2. Как работают пионерские организации.
3. Как проводят ребята и их семьи революционные праздники.
4. Как помогает школа и различные организации ребятам батраков и бедняков.
5. Какие интересные работы поводятся ребятами в школе, в семье и среди населения.
6. Что читают ребята; что из прочитанного нравиться и что не нравиться.
7. Описание интересных экскурсий, поездок, охоты, рыбной ловле и др. промыслов.
8. Рассказы и стихи на такие темы, которые интересны ребятам»[7].
Редакция журнала призывала ребят писать и о недостатках школы, пионерских организациях, семьи, деревни и города. В конце номера редакция сообщает причины отказа, дает советы по написанию произведений, а также стихосложению.
Журнал призывал своих читателей работать всегда в коллективе, но не только для обучения, а для строительства общественной жизни. Знания, которые получают дети в школе, они должны применять на практике: объединять бедноту для общественной работы, участвовать в кооперативном строительстве, поднимать культурное развитие рабочих и др. В статье «Коллективная работа в школе» В. Жданов дает конкретные практические советы по работе детского коллектива[8]. Например, добиться здоровой и культурной жизни в школе, устройство досуга для детей, «выяснить, все ли дети деревни обучаются в школе и почему не обучаются», организовать общественную помощь своему району. Но особое внимание уделялось беднякам, авторы призвали организовывать любую помощь беднякам и их детям, заботиться о них. Коллективная деятельность должна присутствовать во всем. Например, в чтении книг: «Всякую книжку можно читать одному или коллективно, т.е. вслух, в компании с товарищами. это еще интереснее...Вместе всегда легче осилить то, что трудно дается одному. Чего не знает один, в том другой поможет»[9]. Занятия по краеведению предполагает сплочение не только ребят друг с другом, но и помощь со стороны взрослых.
Часто журнал писал о В. И. Ленине. Детям Сибири сообщали, когда он родился, чем занимался, как вел борьбу с капиталистами и как создал советское государство. Например, в январском номере 1929 г. был напечатан портрет Ленина, пьеса «Ленин умер», фотография «Дом Ленина в Новосибирске»[10]. А в октябрьском номере того же года рассказывалось, как срисовать портрет Ленина и увеличить его[11]. Подчеркивалось, что главным учеником и соратником Ленина всегда был И. Сталин. И благодаря нему происходит дальнейшее строительство и процветание советского государства.
На страницах журнала можно встретить и сведения о Н. Крупской. Она представлена как помощница Ленина, всегда его поддерживала и выносила все тяготы жизни. В журнале можно встретить и советы Н. Крупской об устройстве пионерской жизни, чтению книг.
Особое внимание журнал уделял краю, в котором он издавался – Сибири. И. Воробьев призывал школьников, пионеров и всех читателей изучать Сибирь. Начинать советовалось с самого малого: своей деревни, села, города; речки, что течет рядом или растения, которое растет в родной местности. Постоянно наблюдать за всем, что окружает и может быть из маленьких заметок выйдет исследовательский проект[12], который принесет пользу всему государству. И далее в журнале дается пример изучения края – река Тельбес, по берегам которой располагаются залежи железной руды, которые не использовались царским правительством. Советское государство изучило эту местность и теперь там добывается железная руда, которое идет на пользу всего государства и советского народа. Изучение своего края должно быть полезно для государства, каждый школьник может помочь своей стране по строительству коммунизма в новом обществе. Начинать надо как раз со своего края, исследуя природу; народы, населяющие его: «…всякий школьник, пионер, читатель нашего журнала – будущий сознательный строитель коммунизма, ленинец, гражданин. Поэтому он должен изучать и то общество, в котором живет»[13].
В статье «Десятый год» детям объяснялось, как тяжело было жить во время Гражданской войны, когда власть в Сибири принадлежала белогвардейцам[14]. И только после прихода власти большевиков Сибирь ожила. Увеличилась посевная площадь и количество урожая, стали использовать сельскохозяйственные машины. «В промышленности Сибирь пошла еще дальше. Здесь строятся огромные заводы, каких еще не знала Сибирь, здесь разрабатываются новые промыслы, на которые никто не обращал внимания»[15].
Внимание уделялось и ликвидации безграмотности Сибири. Часто на страницах журнала можно было встретить лозунги о ликвидации безграмотности на селе, призывы научить детям своих родителей читать и писать, помочь детям бедняков собраться в школу и др. В статье «За культуру» одним из главных препятствий к строительству коммунизма является некультурность. «Ленин нас учил, что: “в стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя”. А у нас еще много некультурности…»[16]. В февральском номере 1929 г. напечатан снимок «Лицом к культуре», на котором изображены татарские женщины, изучающие латинский алфавит[17], что позволяет сплотить все народы СССР.
В начале строительства нового советского государства партия большевиков уделяла большое внимание периодической печати, как инструменту формирования «нового» человека. Особое место занимала детская периодика, так как детство рассматривалось, как особая пора жизни, когда можно было закладывать основные ценностные ориентиры. Региональные детские журналы являлись наиболее ценными в воспитании нового поколения. Соглашусь с мнением М. А. Литовской о том, что на локальных материалах формировались общегосударственные установки. Сибирский журнал «Товарищ» подчеркивал, что Сибирь – это огромный регион с богатыми ресурсами. Однако регион еще плохо освоен и изучен, поэтому каждому школьнику нужно исследовать его, чтобы его ресурсы смогли пойти на благо всего государства и населения страны. Поэтому на страницах часто встречаем призы к изучению региона. Формировать идеального советского ребенка журнал стремился через биографии вождей. На примере жизненного пути Ленина, Сталина и др. политических деятелей детям пропагандировались такие качества как целеустремленность, трудолюбие, любовь к учебе и др. Примеры жизни героев литературных произведений становились образами для подражания. Поступки, которые они совершали, должны были стать ориентиром в той или иной ситуации.
[1] Колесова Л. Н. Детские журналы России. XX в.: монография. Петрозаводск. 2009. С. 20.
[2] Там же. С. 20-23.
[3] Ильина Н. В. Из истории детских журналов 20-30-х годов // Вопросы детской литературы 1957. М., 1958. С. 24-61.
[4] Колесова Л. Н. Публицистика в детских журналах 20-х годов // О литературе для детей. Ленинград, 1972. Вып. 16. С. 101-122.
[5] Литовская М. А. Региональный журнал для детей в контексте советской периодики 1920-1930-х гг.: динамика идеологических приоритетов // ”Убить Чарскую…”: этические и поэтические парадоксы советского творчества для детей (1920–1930-х гг.): сборник статей / сост. и ред. М. Р. Балина. СПб., 2013. С. 110-134.
[6]Там же. С. 111.
[7] Сибирский детский журнал. 1928. № 1. С. 1.
[8] Там же. С. 2-3.
[9] Там же. С. 21.
[10] Товарищ. 1929. № 1.
[11] Товарищ. 1929. № 10. С. 44.
Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт