Горшенин Александр Владимирович "Патриотическая помощь фронту работников городского транспорта г. Куйбышева во время Великой Отечественной войны"
аспирант Поволжской государственной социально-гуманитарной академии
На рубеже XX–XXI вв. возродился интерес к изучению патриотического сознания россиян периода Великой Отечественной войны[1]. В современной историографии сформировалось несколько подходов, один из которых опирается на исследование патриотического движения в регионах. В данной статье тема рассматривается на примере городского транспорта крупного тылового центра – города Куйбышева (ныне Самары), выполнявшего в 1941–1943 гг. роль «второй столицы».
Основным видом городского транспорта в г. Куйбышеве в военное время являлся трамвай, и лишь с конца 1942 г. стал действовать троллейбус. Автобусное сообщение было слабо развито и до войны, а после её начала практически прекратилось. В связи с отправкой части автобусов на нужды фронта и нехватки горючего, а также отсутствия необходимой ремонтной базы, регулярное автобусное движение прекратилось. Только некоторые заводы имели свои автобусы, которые перевозили своих работников.
Начавшаяся Великая Отечественная война внесла значительные изменения в повседневную жизнь работников городского электротранспорта и всего трамвайно-троллейбусного управления в целом. За первые три дня войны только в Куйбышеве более 2 тысяч жителей вступили Красную Армию. Добровольцами на фронт из области ушли свыше 20 тысяч человек. Трамвайно-троллейбусное управление Куйбышева (до декабря 1942 г. предприятие называлось Куйбышевскими городскими железными дорогами) также не осталось в стороне от этих событий. Десятки работников ТТУ добровольно записались в ряды РККА, а в общей сложности за годы войны 500 работников предприятия отправились на фронт[2].
Таблица 1.Количество работников ТТУ мобилизованных и призванных в РККА в 1941 – 1945 гг.
Год |
Количество мобилизованных |
1941 |
209 |
1942 |
156 |
1943 |
93 |
1944 |
36 |
1945 |
6 |
Всего |
500 |
Но и те, кто оставался в тылу, работали в более напряжённом режиме, отдавая все свои силы на благо победы. О самоотверженности работников говорит тот факт, что 466 работников Куйбышевского трамвайно-троллейбусного управления были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»[3].
Помимо перевозки рабочих к оборонным заводам, электротранспортное предприятие подключилось к производству боеприпасов для фронта. Уже к концу 1941 г. в трамвайных вагоноремонтных мастерских, которыми руководил А.О. Надеждин, организовали специальный участок по производству реактивных снарядов для легендарных установок залпового огня – «Катюш». К станкам встали ремонтники, кондуктора, водители и работники вспомогательных служб. Причем обучение новым специальностям шло ускоренными темпами. Инженеры сумели отработать технологический процесс и подобрать необходимое металлорежущее оборудование. Примечательно, что наряду с выпуском снарядов для «Катюш» в мастерских еще раньше был создан участок по производству снарядов для 45-миллиметровых орудий. Выпуск этой оборонной продукции здесь освоили еще за год до начала войны[4].
В 1941–1945 гг. возникли самые различные формы патриотической помощи фронту. И, пожалуй, основной было создание фонда обороны страны, которое стало подлинно всенародным делом. В Куйбышевской области в фонд обороны жители внесли более 114 миллионов рублей. Демонстрацией поддержки населения со стороны области являлась подписка на военные займы и реализация билетов денежно-вещевых лотерей. По займам и лотереям страна получила от куйбышевцев 1 миллиард 154 миллиона рублей[5].
Свой вклад исправно вносили и работники трамвайно-троллейбусного хозяйства. Коллектив предприятия безвозмездно отработал выходные дни 29 июня и 3 июля 1941 года и перечислил в фонд обороны 6600 рублей. Коллективы службы зданий и службы пути приняли решение ежемесячно до полного разгрома врага отчислять однодневный заработок в фонд обороны страны[6].
Как известно, в ответ на призыв коммунистической партии увеличить производство вооружения граждане решили строить боевую технику и вооружение на свои средства. Трамвайно-троллейбусное управление с 16 по 18 декабря 1942 г. внесло на постройку эскадрильи авиаполка 8 073 руб., 21 декабря – 3 746 руб. и 22 декабря – 402 руб. Всего за 1942 г. на постройку эскадрильи от Куйбышевского ТТУ было внесено 12 221 руб.[7] Следует отметить, что подпиской были охвачены далеко не все работники, и на парторгов, прикреплённых к службам предприятия, возложили задачу донести до работников всю важность помощи фронту, и конкретно сбору средств на постройку эскадрильи.
Активно проходил сбор средств и на постройку танковой колонны. К 7 марта 1944 г. ТТУ было собрано и внесено в банк деньгами 20 129 руб. и облигациями – 2 170 руб. на постройку танковой колонны[8].
Всего же силами работников Куйбышевского ТТУ было собрано средств на постройку танков и самолётов в 1943 г. – 26 964 руб., а в 1944 г. – 26 956 руб. (и облигациями 2 850 руб.)[9].
Помимо изготовления снарядов и сбора средств на военную технику, работники ТТУ не забывали и о простых красноармейцах. В течение всей войны на фронт шли с берегов Волги тёплые вещи, подарки для воинов Красной Армии. Более 650 тысяч тулупов, шуб, рукавиц, варежек, носков, валенок, телогреек, шапок и других тёплых вещей было собрано, изготовлено и послано куйбышевцами на фронт в одном только 1941 г.[10]
Сбор тёплых вещей для воинов РККА в 1941 г. начал осуществляться и в Куйбышевском трамвайном хозяйстве. Партийное руководство трамвайного предприятия решило сначала провести сбор среди коммунистов, а затем развернуть широкую пропаганду в беспартийной массе о внесении тёплых вещей. Это было необходимо, для того, чтобы подать пример большинству работников. И такое решение оказалось верным, что подтверждается высокой активностью работников в сборе вещей. Всего за 1941 г. трамвайный парк собрал для отправки на фронт 350 тёплых вещей[11].
В 1942 году ситуация со сбором тёплых вещей на предприятии несколько усложнилась. На заседании парткома была утверждена комиссия для сбора тёплых вещей в составе следующих работников: Миско, Зиминой, Лехиер, Мильтера, Тюрденева, Терехова, Рослевич, Фарафоновой, Дубова и Гнеуша. К сожалению, комиссия не сумела организовать сбор тёплых вещей на должном уровне. Например, с 17 сентября 1942 г. по 24 октября было собрано только 12 вещей от 11 человек. Заседание партбюро Куйбышевского трамвайного предприятия раскритиковало деятельность некоторых членов данной комиссии, которые агитировали за сбор тёплых вещей для отправки на фронт, а сами ничего не сдавали. Многие коммунисты отнеслись легкомысленно к сбору тёплых вещей, в связи с этим и беспартийные последовали их примеру. Партбюро постановило «провести собрания на предприятии, где было необходимо донести до работников всю важность сбора тёплых вещей для фронта»[12]. По всей видимости, критика оказала должное влияние, так как уже к 7 декабря 1942 г. по трамвайному парку было собрано 114 вещей. Но всё же уровня 1941 г. достигнуть так и не удалось. За весь 1943 г. было собрано вещей для бойцов Красной Армии в количестве 120 штук.
Также работники городского транспорта приняли участие в пошиве белья для красноармейцев. За 1944 г. силами работников предприятия было сшито 200 единиц белья для воинов Красной Армии. Активно шла стирка тёплого обмундирования, приходившего с фронта и в дальнейшем отправлявшегося обратно туда же. Так, за 1943 г. работниками Куйбышевского ТТУ было выстирано 3 000 единиц тёплого обмундирования[13].
С великой любовью и заботой готовились продовольственные и вещевые посылки для фронтовиков, которые, как правило, приурочивались к какому-нибудь празднику. Около двух тысяч тонн самых разных подарков послали куйбышевцы воинам. Каким бы скромным ни был подарок, но получая его, солдат сердцем чувствовал заботу о себе. Понимали это и работники городского электротранспорта, поэтому постоянно проводили сбор средств на подарки красноармейцам. Регулярно к празднованию дня создания РККА, годовщине Великой Октябрьской социалистической революции и к 1 Мая работники трамвая собирали средства на приобретение подарков. Только за 1941 г. собрали на подарки 11 236 руб., а уже в 1942 г. на эти же цели было собрано около 35 000 руб.[14]
После освобождения основной территории Советского Союза от частей врага наряду с государственной помощью большое значение имело всенародное движение за быстрейшее восстановление народного хозяйства.
Начало помощи волжан освобождённым районам относится ко времени разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Эта помощь усилилась после того, как Куйбышевский обком ВКП (б) и облисполком 19 апреля 1942 г. приняли постановление об организации помощи населению районов, пострадавших от немецких оккупантов. Значительную помощь трудящиеся области оказали в восстановлении народного хозяйства Сталинграда. 7 августа 1943 г. было принято решение об оказании материальной помощи Смоленской области. Так, с 1943 г. по 20 ноября 1945 г. лишь предприятия и учреждения города Куйбышева направили в Смоленск 145 вагонов (станки, электромоторы, инструменты, товары широкого потребления)[15].
Свой посильный вклад внесло и Куйбышевское трамвайно-троллейбусное управление. В Смоленскую область в 1943 г. было отправлено 870 вещей и материалов, а в 1944 г. – уже 1 718 вещей и материалов на сумму 3 630 руб. В 1943 г. от ТТУ г. Куйбышева было отправлено в Смоленск 728 вещей и материалов. На восстановление Донбасса Куйбышевское ТТУ в 1944 г. отправило 20 тонн различных материалов и вещей[16]. Также предприятие городского электротранспорта окончательно осталось без автомобилей, отдав их районам, освобожденным от оккупации. Куйбышевское ТТУ отправило в освобождённые районы один автомобиль ЗИС-5 и два автомобиля ЗИС-16[17].
Работники городского пассажирского транспорта, представленные по преимуществу работниками трамвайно-троллейбусного управления г. Куйбышева, трудились в тяжёлых условиях военного времени и нехватки кадров, но большинство из них сумели достойно выдержать это трудное испытание, что подтверждается правительственными наградами. Работники транспорта обеспечивали перевозку рабочих на оборонные заводы, а в самом трамвайном парке было освоено производство снарядов. Помимо этого на электротранспортном предприятии, среди работников, был организован сбор средств в фонд обороны страны, на постройку танков и самолётов. После освобождения от вражеских войск юга страны, для восстановления этих территорий из трамвайно-троллейбусного управления г. Куйбышева отправлялись вещи, материалы, техника. Не забывали работники городского транспорта и о солдатах. Для них работники шили бельё, стирали прибывшие с фронта вещи, а также собирали средства на подарки к знаменательным праздникам.
Таким образом, работники городского электротранспорта Куйбышева оказывали всю возможную помощь фронту и тем самым внесли свой вклад в великую победу.
[1] См.: Козлов Н.Д. Общественное сознание в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). СПб., 1995; Никонова О.Ю. Военное прошлое России и советский патриотизм: к постановке проблемы // Век памяти, память века: опыт обращения с прошлым в ХХ столетии. – Челябинск, 2004. – С. 489-507; Кринко Е.Ф. Проблемы духовного развития советского общества в годы Великой Отечественной войны: историографические аспекты // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – Майкоп, 2005. – № 1. – С. 65-68; Ковалева С.И. Советское общество и благотворительность в годы Великой Отечественной войны // Известия Тульского гос. ун-та. – Гум. науки. – 2011. – № 1. – С. 137-144; Силкова К.А., Плешкова И.А. Патриотизм: ретроспектива оценки и восприятия // Вестник Новосибирского гос. ун-та. –2012. – Т. 5. – № 1. – С. 84-93 и др.
[2] Центральный государственный архив Самарской области (далее – ЦГАСО). Ф. Р-950 Оп. 1. Д. 201. Л. 4.
[3] ЦГАСО Ф. Р-950 Оп. 1. Д. 201. Л. 3.
[4] Волжская Заря. 2000. 14 марта.
[5] Куйбышевская область: ист.- экон. очерк / Храмков Л. В., Наякшин К. Я. и др. – Куйбышев, 1977. – С. 188.
[6] Самарский областной государственный архив социально-политической истории (далее – СОГАСПИ). Ф. 1753. Оп. 1. Д. 46. Л. 31.
[7] СОГАСПИ. Ф. 1753. Оп. 1. Д. 50. Л. 46.
[8] СОГАСПИ. Ф. 1753. Оп. 2. Д. 9. Л. 7.
[9] СОГАСПИ. Ф. 1753. Оп. 2. Д. 10. Л. 49.
[10] Куйбышевская область: ист.- экон. очерк… Указ. соч. – С. 189.
[11] СОГАСПИ. Ф. 1753. Оп. 1. Д. 50. Л. 68.
[12] СОГАСПИ. Ф. 1753. Оп. 1. Д. 50. Л. 40.
[13] СОГАСПИ. Ф. 1753. Оп. 2. Д. 10. Л. 49.
[14] СОГАСПИ. Ф. 1753. Оп. 1. Д. 50. Л. 68.
[15] Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945 гг. – Самара, 2003. – С. 63.
[16] СОГАСПИ. Ф. 1753. Оп. 2. Д. 10. Л. 49.
[17] Из приложения №1 к постановлению бюро Куйбышевского обкома ВКП(б) и облисполкома о мобилизации автотранспорта в районы, освобождённые от оккупации // Военно-промышленный комплекс Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): сб. док. – Самара, 2005. – С. 248.
Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт