Гордин Алексей Алескандрович "Социалистический город Горьковского автозавода 1930-х годов: проблема историографии и источниковедения"
к.и.н., доцент Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Социалистический город Горьковского автозавода 1930-х годов:
проблема историографии и источниковедения*
*Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение №14.В37.21.0492 «Социалистический город как историко-культурный феномен советской эпохи (на материалах соцгорода Горьковского автозавода.1930 –сер. 1960-х гг.)».
В современных условиях глобальной урбанизации представляется актуальным постижение исторического опыта такой уникальной социокультурной системы, как социалистический город. Задача представленной работы, ограниченной объемом тезисов, заключается не в создании полной картины развития соцгорода, а в обозначении отдельных методологических, историографических и источниковедческих аспектов проблемы, в рамках проведенного исследования по изучению Соцгорода Горьковского автозавода (ГАЗа)1930-х годов.
Соцгород ГАЗа стал крупнейшим проектом в области градостроительства в годы первых пятилеток. В 1929 году советское правительство приняло решение построить рядом с Нижним Новгородом современный автомобильный завод-гигант. В январе 1932 года из проходной предприятия уже выехали первые автомобили с маркой НАЗ (ГАЗ)[1]. Одновременно с заводом проходило строительство идеального города для рабочих и инженеров ГАЗа. В научной литературе проблема градостроительного и архитектурного развития соцгорода автозавода получила освещение в исследованиях С.О. Хан-Магометова, Ю.Н. Бубнова, О.В. Орельской[2]. С использованием новых подходов на общесоюзном материале раскрывается эволюция соцгородов и жилищной политики в исследованиях М.Г. Мееровича[3]. Ценной с точки зрения методологии, историко-сравнительного аспекта изучения темы зарубежными специалистами является работа Т. Бона, посвященная феномену Соцгорода[4]. Важный материал по вопросам строительства Соцгорода Автозавода, а также межкультурных коммуникаций и имагологии имеет работа Р. Остина, в которой автор на основе уникального документального комплекса (писем американского специалиста, работавшего на Автострое) с позиции истории повседневности раскрывает многоплановую картину создания Соцгорода[5]. В литературе в меньшей степени представлен процесс реализации проекта (и его новых вариантов) Соцгорода автозавода - ведь действительность оказалась намного сложнее – идеальный город представлял собой симбиоз достаточно комфортабельных и элитных капитальных домов, выстроенных в центральной части Автозаводского района, закрепивших за собой название Соцгорода, и барачных и щитковых поселков.
В современной отечественной историографии с новых методологических позиций, на основе различных подходов начинает изучаться проблема взаимодействия власти и общества. Историк А.А. Кулаков отмечает, что в современных условиях «важнейшей предпосылкой развития историографии советской истории стала «архивная революция» 90-х годов»[6]. В этой связи заметным историографическим явлением стал выход многотомного документального издания «Общество и власти. Российская провинция», подготовленного на материалах Нижегородского региона (1917 - 1991 гг.). В работе на основе впервые введенных в научный оборот источников раскрывается механизм взаимоотношений центральной и местной власти и общества, политические настроения трудящихся, их реакция на происходившие в стране события. Опубликованные в этом издании источники, извлеченные из Центрального архива Нижегородской области, Государственного общественно-политического архива Нижегородской области характеризуют сложные политические процессы, проходившие в 1930-е годы, в том числе на микроуровне - в Автозаводском районе г. Горького: чистка партии, обсуждение Конституции 1936 года и выборы в органы власти, репрессии, а также повседневную жизнь людей и др.[7]
Важное значение для понимания сложных процессов эволюции Соцгорода автозавода имеет работа Ж.П. Депретто, в которой проанализирован процесс социокультурного развития новых городов Нижегородского региона, в том числе - на материалах Автозаводского района г. Горького начала 1930-х годов. Автором был рассмотрен жилищный вопрос, снабжение населения, настроения и др.[8]. Отметим, что наряду с работами Е.А. Осокиной, Ш. Фицпатрик[9], раскрывающих различные стороны повседневной жизни советского общества 1930-х годов на общесоюзном материале, опубликованы исследования А.К. Соколова, С.В. Журавлева, А.М. Маркевича, М.Ю. Мухина, проведенные на микроисторическом уровне[10].
Исходя из анализа историографии проблемы, более подробного изучения требует феномен стремительной социальной трансформации – превращения «вчерашних крестьян» в «передовых рабочих», в трудящихся соцгорода. Отдельной проблемой является реконструкция с позиции социальной истории[11] реального образа жизни рабочих и инженеров соцгорода. Еще одной важной темой является проблема участия иностранных специалистов и рабочих в создании Горьковского автозавода и Соцгорода, а также процесс эволюции иностранной колонии на Автозаводе[12].
Источниковая база по изучению Соцгорода автозавода представлена различными видами документальных материалов. Большое значение для раскрытия темы имеют документы органов региональной власти. Отдельный массив этих источников хранится в Государственном общественно-политическом архиве Нижегородской области (ГКУ ГОПАНО) и представлен документами Автозаводского районного комитета ВКП (б) (КПСС) (Ф. 37), партийного комитета Горьковского автомобильного завода (Ф. 39). Данный массив источников отражает различные стороны жизни автозавода, раскрывает такие явления советской действительности, как взаимоотношения между властью и трудящимися, реакцию рабочих и инженеров на происходящие события, особенности повседневной жизни населения, образ жизни автозаводцев. Важным источником по изучению истории Соцгорода являются материалы Автозаводского районного совета депутатов трудящихся, находящимися на хранении в ГКУ ЦАНО (Ф. 2561). Этот документальный комплекс отличается высокой степенью насыщенности информации, раскрывающей развитие инфраструктуры Соцгорода, работу местных органов власти с рабочими и инженерами, участие автозаводцев в общественно-политической и культурной жизни. Ценная информация по истории Соцгорода автозавода представлена в документах Инспектуры Центрального управления народнохозяйственного учета при Госплане РСФСР по Автозаводскому району г. Горького, хранящихся в ГУ ЦАНО (Ф. 6191). Эти материалы раскрывают, прежде всего, показатели социально-экономического развития промышленного района, его демографическую ситуацию, количественные характеристики развития автозавода. Особое значение в раскрытии проблемы становления и развития Соцгорода имеет периодическая печать. В частности, многотиражная газета «Автогигант» (с 1946 года – «Автозаводец») – орган парткома, завкома и заводоуправления ГАЗа. В «Автогиганте» размещалась самая разнообразная информация как общесоюзного, так и местного характера. Большая часть материала была посвящена производственной жизни завода, его трудовому коллективу, а также социально-экономическому и культурному развитию Автозаводского района. В редакцию газеты ежегодно направлялись тысячи писем рабочих и инженеров по самым различным вопросам жизни района и завода, ответы на которые публиковались на страницах заводской многотиражки.
Большую ценность представляют дневники автозаводских инженеров В.А. Лапшина и И.А. Харкевича, хранящиеся в Музее истории ОАО «ГАЗ». Эти источники позволяют увидеть происходившие в стране и мире события глазами простого человека, раскрывают его отношение к политике, проводимой властью, рисуют широкую картину повседневной жизни простых людей.
В заключение отметим, что для реконструкции объективной и полноценной картины исторической действительности, связанной с функционированием сложной, многоуровневой системы соцгорода, необходим комплексный, междисциплинарный поход.
[1] Горьковский автомобильный / Редкол.: И.И. Киселев, В.Я. Доброхотов, А.В. Новиков и др. – М.: Мысль, 1981. − С.10-11.; Гордин А. А. Горьковский автомобильный завод. 1932-2012: история и современность – Н. Новгород : Кварц, 2012. – С.56.
[2] В частности, Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн.: КН.2: Социальные проблемы. – М.: Стройиздат, 2001.; Бубнов Ю.Н., Орельская О.В. Архитектура города Горького: Очерки истории. 1917- 1985.- Горький: Волго- Вятское кн. изд-во, 1986; Орельская, О. В. Архитектура эпохи советского авангарда в Нижнем Новгороде/ О. В. Орельская. – Н.Новгород: Промграфика, 2005, а также Город Горький. Путеводитель / Сост. Л.Ф. Гаранина – Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1964. и др. Кроме того, отдельные аспекты проблемы нашли отражение в работах по истории Горьковского автозавода (например, Горьковский автомобильный: Очерки истории завода / Алешина П., Голиков С., Гуляев А., Драгунов М. и др. – М.: Профиздат, 1964.; Горьковский автомобильный / Редкол.: И.И. Киселев, В.Я. Доброхотов, А.В. Новиков и др. – М.: Мысль, 1981.)
[3] В частности, Меерович М.Г. Рождение соцгорода. Градостроительная политика в СССР 1926 – 1932 гг. (Концепция социалистического расселения – формирование населенных мест нового типа). – Иркутск: ИрГТУ, 2008 и др.
[4] Бон Т. «Социалистический город» или «европейский город»: урбанизация и рурализация в Восточной Европе. // Российская история. - 2009. - № 1. - С.65-76.
[5] Остин Р. Строя Утопию /Р. Остин. // Нижегородский музей. 2006–2009.
[6] Кулаков А.А.Век ХХ: Общество и региональная власть. Проблемы историографии: монография.- Н.Новгород: ННГАСУ, 2009 –С.70.
[7] Общество и власть. Российская провинция. 1917 г. – середина 30-х годов.Т.1. / Сост. А. А. Кулаков, Л.П. Колодникова, В. В. Смирнов – М. : ИРИ РАН, 2002.; Общество и власть. Российская провинция. 1930 г. – июнь 1941 г. Т.2. / Сост. А. А. Кулаков, В. В. Смирнов, Л.П. Колодникова – М. : ИРИ РАН, 2005.
[8] Депретто, Ж. П. Рабочие региона и советская власть (1928 – 1932 гг.). // Общество и власть. Российская провинция. 1930 г. – июнь 1941 г. Т.2. / Сост. А. А. Кулаков, В. В. Смирнов, Л.П. Колодникова. – М. : ИРИ РАН, 2005. – С.639-713.
[9] Осокина Е. А. За фасадом «сталинского изобилия». Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927 – 1941/ Е. А. Осокина 2-е изд. доп. - М.: РОСПЭН, 1998.; Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М.:РОСПЭН; Фонд первого президента России Б.Н. Ельцина, 2008.
[10] Маркевич А.М., Соколов А.К. «Магнитка близ Садового кольца»: Стимулы к работе на Московском заводе «Серп и молот», 1883–2001 гг. /– М.: РОССПЭН, 2005.; Журавлев С.В., Мухин М.Ю. «Крепость социализма»: Повседневность и мотивация труда на советском предприятии, 1928 – 1938 гг. – М.:РОССПЭН, 2004.
[11] Репина Л.П. Смена познавательных ориентаций и метаморфозы социальной истории.// Социальная история. Ежегодник, 1998/99 / – М.: РОССПЭН, 1999. – С.7-38.; Соколов А.К. Социальная история России новейшего времени: проблемы методологии и источниковедения // Социальная история. Ежегодник, 1998/99. – М.: РОССПЭН, 1999. –С.39-76.
[12] В этом отношении показательная работа: Журавлев С.В. «Маленькие люди» и «большая история»: иностранцы Московского электрозавода в советском обществе 1920–1930-х годов. – М.:РОССПЭН, 2000.
Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт