Сапожникова Галина Николаевна "Исследование духовных и договорных грамот московских князей с помощью технологии XML"


лаборант Челябинского государственного университета

В XIV веке в среде московских князей формируется практика письменной фиксации завещательных распоряжений и междукняжеских договорённостей. Завещания именовались «душевными грамотами», договоры - «докончаниями». Ивестно около тридцати завещаний за период, начиная с 30-х гг. XIV века (духовная Ивана Калиты) и заканчивая «исповеданием» Ивана Грозного 1572 г. Есть сведения, что возможно существовали тверские, рязанские, нижегородские  духовные грамоты, но сохранились только московские1. Самая многочисленная группа завещаний относится к XV в., когда наряду с великими князьями духовные составляли также удельные князья и даже княгини. К концу XV в. феномен княжеских духовных изживает себя – завещания Василия III и Ивана IV выглядят лишь соблюдением традиции.

Договорных грамот сохранилось значительно больше, порядка семидесяти. Первое сохранившееся «докончание» между представителями одного княжеского дома принадлежит сновьям Ивана Калиты и датируется серединой XIV в. Расцвет заключения «докончаний» приходится на первую половину XV в. А после смерти Ивана III эта практика сходит на нет, поскольку договорная традиция предполагает наличие относительно независимых друг от друга контрагентов.

Духовные грамоты и договоры московских князей стоит рассматривать как единый архивный комплекс актов, который на протяжении нескольких веков складывался в княжеской канцелярии в Москве2. Канцелярия великого князя – сундуки Посольского приказа – архив Коллегии иностранных дел – РГАДА. По такой схеме кочевали княжеские акты во времени и пространстве. Какая-то часть грамот была утрачена, но большинство сохранилось либо в подлинниках, либо в списках более позднего времени, поскольку эти документы долгое время имели актуальное политическое значение.

Существует несколько изданий духовных грамот и договоров. Основная часть вошла в десятитомную «Древнюю Российскую вивлиофику» Н. И. Новикова, выходившую в 70-е годы XVIII в. Вторично те же самые документы были переизданы в 1813 г. в I томе «Собрания государственных грамот и договоров». Наиболее полным, актуальным и доступным  является издание под редакцией Л. В. Черепнина 1950 года. Кроме того, существует переиздание духовной грамоты Ивана Калиты, осуществленное В. А. Кучкиным в 2008 г., поскольку реставрация документа показала искажение текста во всех сущетсвующих изданиях3.

На сегодняшний день рассмотрены вопросы внешней критики источников, существует обобщающее исследование по истории формирования этого комплекса актов, о периоде складывания единого Русского государства написан ряд исследований с привлечением данных княжеских грамот4. С другой стороны, остается неохваченной вся совокупность княжеских актов как с конкретно-исторической точки зрения, так и со стороны дипломатики (формуляр договорных грамот практически не разрабатывался).

Рассматривались разные технологии реализации электронных публикаций коллекций текстов, информационно-поисковых систем, баз данных, представленных в интернете. В России исследования на стыке истории и информатики концентрируются в основном вокруг ассоциации «История и компьютер»5. Другое крупное междисциплинарное сообщество «Письменное наследие» объединяет российских и ряд зарубежных филологов и лингвистов6. В реализации проектов учёные за редким исключением7 используют готовые информационные среды — базы данных, языки разметки, редакторы и т. д.

Самым близким по тематике оказался российско-латвийский проект по созданию информационной системы на основе древнерусских актов, известных под историческим  названием «Moscowitica–Ruthenica»8. Авторы проекта А. Г. Варфоломеев и А. С. Иванов (члены ассоциации «История и компьютер») используют в работе технологии XML, более популярные зарубежом, чем в России. На основе XML существует множество специализированных языков разметки и различных стандартов. Один из самых известных — система кодирования текстов TEI (Text Encoding Initiative). На сайте консорциума TEI представлен список более сотни проектов в различных областях гуманитарного знания, которые используют этот стандарт9. В 2007 г. консорциум представил модуль для разметки рукописных текстов, разработанный на базе европейского материала, принципы которого могут быть адаптированы под нужды конкретного исследования.

XML (Extensible Markup Language) — расширяемый язык разметки, а фактически свод общих синтаксических правил, которые позволяют хранить структурированные данные в текстовом формате. Это разметка внутренняя, поскольку непосредственно в тексте выделяются специальными тэгами-маркерами логические структуры, которые выстраиваются иерархически.  XML-документ — это  «дерево», состоящее из системы вложенных друг в друга тегов. Подобная древовидная структура документа хорошо подходит для актовых источников. С другой стороны, в XML жесткие требования к разметке, документ размечается однозначно. Это означает, что для разных исследовательских задач разметка должна делаться на разных экземплярах текста. Комплекс размеченных документов уже представляет собой практически готовую источнико-ориентированную базу данных.

В XML есть возможность создания пользовательских элементов и языков разметки. Выше упоминалась система кодирования текстов TEI, основанная на XML. Кроме того, существует CEI, инициатива по кодированию текстов, разработанная на базе TEI специально для нужд дипломатики10. Используя тэги этих стандартов, можно закодировать все метаданные (совокупность сведений внешней критики источника, данные о предыдущих изданиях, вариантах датировки) для каждой грамоты. А также основные компоненты индивидуального формуляра. Поскольку в CEI есть тэги для обозначения  частей идеальной модели акта — условного формуляра (начальный протокол, основной текст, эсхатокол и их составляющие). У размеченных таким способом грамот в дальнейшем можно будет проследить эволюцию внутренней структуры, используя средства отображения данных в виде графических объектов (визуализация информации). Применение языков разметки на основе XML упрощает обмен данными между разными проектами.

Определенные сложности возникают при попытке более дробной  разметки индивидуального формуляра грамот. Смысловые статьи состоят из оборотов, обороты включают в себя элементы и характеристики, среди которых можно также выделять реалии (имена, географические названия), формулы и описания. Все эти части являются важными для дальнейшего оперирования данными, поэтому встает вопрос их обозначения соответствующими тэгами.

Для создания, редактирования и преобразования документов с расширением .xml существует масса свободного программного обеспечения, созданного в том числе на принципах XML. Например, расширяемый язык таблиц стилей XSLT позволяет преобразовать XML-документ в HTML-код, понятный браузеру. XMLSchema описывает структуру XML-документа. Xquery - это язык запросов на основе XML.

В тестовых целях планируется создать пробный вариант информационно-поисковой системы, состоящей из нескольких древнейших духовных грамот и договоров, которые «перекликаются» между собой упоминанием персоналий, географических названий. Машиночитаемый текст, необходимый для создания размеченного слоя системы, является результатом OCR-обработки отсканированных изображений издания 1950 г. Духовная грамота Ивана Калиты  будет размечена по изданию В. А. Кучкина. Вместо недоступных пока избражений оригиналов грамот будут использованы обработанные особым образом сканированные изображения.

 


[i]               См.: Каштанов С. М. Из истории русского средневекового источника. Акты X—XVI вв. М., 1996. С. 80.

[i]               См.: Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы. М.; Л., 1948. Ч. 1. С. 3-8.

[i]               См.: Кучкин В.А. Итоги реставрации духовных грамот Ивана Калиты // Отечественная история. 1992. № 6. С. 63-69.

[i]     На протяжении второй половины XVIII и почти всего XIX в. акты из княжеского архива использовались в основном в качестве иллюстративного материала, хотя делались некоторые наблюдения относительно внешней и внутренней критики источников. В середине XIX в. появились первые специальные исследования представителей государственной школы, посвященные духовным и договорным грамотам (Чичерин Б. Н. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей. М., 1958). Постепенная профессионализация исторического знания в ее разнообразных аспектах вызвала появление работ, связанных с более глубоким анализом этих источников, изучением отдельных вопросов, связанных с ними. Вопросы исторической географии рассматривались В. Н. Дебольским (Духовные и договорные грамоты московских князей как историко-географический материал. СПб., 1901. Т. 1.), М. К. Любавским (Образование основной территории великорусской народности: заселенипе и объединение центра. Л., 1929.); сфрагистики — А. В. Орешниковым (Материалы к русской сфрагистике. - Тр. Моск. нумизмат. о-ва. М., 1903. Т. 3. Вып. 1) и др. В конце XIX — начале XX в. в России на базе восприятия западноевропейского опыта были заложены методологические основы русской школы дипломатики частного акта, которые актуальны и по сей день. Наиболее яркой фигурой здесь следует признать А. С. Лаппо-Данилевского (Очерк русской дипломатики частных актов). В советской исторической науке интерес к духовным и договорным грамотам пробудился лишь в послевоенное время в связи с прошедшими дискуссиями относительно узловых проблем дореволюционной российской истории. Большим научным авторитетом в сфере изучения комплекса княжеских грамот в этот период обладал Л. В. Черепнин (Русские феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1948-1951; Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М.; Л., 1950.). Многие его выводы прочно закрепились в отечественной историографии. Только в 70-е гг. начали появляться работы С. М. Каштанова по дипломатике русских актов, учитывающие видовую специфику этих источников (Очерки Русской дипломатики. М., 1970; Русские княжеские акты X_IX вв. // Археографический ежегодник. 1974. М., 1975; К изучению формуляра великокняжеских духовных грамот конца XIV — начала XVI в. // Вспомогательные исторические дисциплины. л., 1979. Вып. 11.). С 80-х гг. XX в. развивается тенденция обращения исследователей к частным источниковедческим проблемам, связанным с теми или иными группами княжеских актов, пересматриваются отдельные историографические клише, уточняются спорне датировки грамот. Многие годы В. А. Кучкиным ведутся источниковедческие работы в области подготовки и переиздания древнейших отреставрированных грамот архива московских князей.

[i]               См. например: Варфоломеев А. Г, Иванов А. С. Модели структуры и содержания исторических источников // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». № 37. Петрозаводск, 2011. С. 25-29.; Иванов А. С., Варфоломеев А. Г. Технология XML как инструмент компьютерного источниковедения (на примере формулярного анализа документов приказного делопроизводства) // Круг идей: Алгоритмы и технологии исторической информатики. М.; Барнаул. 2005. С. 254-255.

[i]               http://www.tei-c.org/Activities/Projects

  http://www.tei-c.org/Activities/Projects

 

 

 




Вконтакте


Facebook


Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт