Сниткина Т. В. Признание СССР наличия территориальной проблемы с Китаем (советско-китайское соглашение 1991 г. о границе)
Сниткина Татьяна Владимировна
Институт Истории СО РАН, аспирант
Признание СССР наличия территориальной проблемы с Китаем (советско-китайское соглашение 1991 г. о границе)
На рубеже 1980–1990-х гг. двусторонние отношения претерпевают значительные изменения. В связи с экономическими преобразованиями, как в КНР, так и в СССР, а также общей либерализацией экономики и заинтересованностью во всестороннем сотрудничестве стороны были вынуждены приступить к разрешению территориальной проблемы, тормозившей нормализацию отношений. Стороны стремились урегулировать проблемы, «оставшиеся от истории», и создать «подушку безопасности» на приграничных рубежах. Руководство СССР и Китая было заинтересовано в нормализации отношений, возобновлении и взаимовыгодном развитии двусторонних связей, которое не могло не привести к возобновлению дискуссии вокруг территориальной проблемы – самого болезненного для обеих стран вопроса.
Научная разработка данной проблемы насчитывает ни одно десятилетие. Как в отечественной (В. С. Мясников, Ю. М. Галенович, В. Г. Дацышен, Е. Д. Степанов и др.), так и в зарубежной (Ли Даньхуэй, Акихиро Ивасита) историографии территориальный вопрос исследован довольно подробно, но, несмотря на это, до сих пор остались т. н. «белые пятна». К одной из неразработанных тем в современной историографии относится тема современных демаркационных процессов в приграничных районах России и Китая. Комплексных исследований по демаркации на сегодняшний день нет, поэтому историческая реконструкция демаркации российско – китайской границы представляет собой чистое поле для исследователей.
Признание наличия проблемы, создание условий для ее решения и юридическое закрепление результата – важнейший этап для нормализации отношений. В данном исследование предпринята попытка выявить условия формирования решения территориальной проблемы и проанализировать базовый документ в юридическом закреплении границы между Россией и Китаем.
В мае 1989 г. в Пекине состоялась советско-китайская встреча на высшем уровне, по существу явившаяся логическим продолжением целеустремленных усилий двух стран по оздоровлению отношений. В ходе переговоров давние обиды давали о себе знать. «Дэн Сяопин в 1989 году в беседе с М. С, Горбачевым заявил, что из числа сильных держав, которые нанесли обиды Китаю, наибольшие выгоды извлекли для себя, отторгнув часть территории Китая, Япония и Россия»[1]. Несмотря на заявленные претензии, встреча оказалась результативной. Итогом этого визита стала, во-первых, нормализация отношений по линии государственной политики и связей КПСС и КПК, во-вторых, началась подготовка пакета документов для начала демаркационных работ.
Предварительная работа по подготовке демаркации заняла около двух лет (с мая 1989 г. по май 1991 г.). Была подготовлена юридическая база, планы делимитации по всей линии восточного участка советско-китайской границы. Итогом встречи стало подписание 16 мая 1991 г. соглашения между СССР и КНР о границе[2]. Условиями договора впервые на основе прежних русско-китайских договоров о границе и в соответствии с нормами современного международного права была уточнена и обозначена линия российско-китайской границы практически на всем протяжении ее восточной части. По мнению профессора университета Хоккайдо (Япония) Акихиро Ивасита «соглашение позволило окончательно определить российско-китайскую границу и похоронить потенциальные территориальные претензии Китая к Дальнему Востоку России на полтора миллиона квадратных метров), что можно оценить как явную победу российской дипломатии»[3] (имеется в виду заявление Мао Цзэдуна 10 июля и 10 сентября 1964 г. на встрече с представителями Социалистической партии Японии и в беседе с французскими гостями, соответственно, о немедленном возврате Советским Союзом полутора миллионов квадратных километров территории). В конце 1980х – начале 1990х гг. еще советская дипломатия провозглашали своей целью нормализацию отношений, поэтому решение всех вопросов было сведено к переговорам. Любопытно следующее обстоятельство: переговоры с КНР вело и подписывало соглашение одно государство – СССР, а ратификация соглашения, после которой оно вступило в законную силу, производилась уже другим государством – Российской Федерацией. Россия продолжила осуществление прав и выполнение обязательств Советского Союза по международным договорам.
Советско-китайскую, а затем и российско-китайскую линию границы традиционно делят на западный и восточный участки. Западный участок представляет собой отрезок границы протяженностью около 55 км, проходящий по водоразделу хребта Южный Алтай (на китайской карте – хр. Алтай) в общем западном направлении. Восточный участок протяженностью около 4 300 км проходит с запада на восток по руслам рек Аргунь, Амур и Уссури, а также по территории Приморского края. Западный участок был демаркирован в 1994 г. соглашением между правительством РФ и правительством КНР без обоюдных претензий. Объектом спора являлись острова в русле Уссури и Амура – Большой, Большой Уссурийский и Тарабаров. Именно поэтому основная задача двусторонних переговоров в период подписания соглашения 1991 г. и дополнительного соглашения по восточной части границы 2004 г. сводилась к полному урегулированию вопросов на данном участке границы. «Подписание соглашения 1991 г. по восточному участку советско – китайской границы, а затем – в 1994 г. – по западному участку уже российско – китайской границы свидетельствовало о готовности сторон к серьезной работе по поиску окончательного урегулирования оставшихся нерешенными вопросов»[4], которые нашли отражение в следующем веке, в XXI.
Законодательная база по границе представляет собой массивный пласт нормативно-правовых актов – федеральных законов и правовых актов субъектов РФ. Процесс оформления государственной границы протекал в соответствии с Конституцией РФ, международных договоров РФ, а также закона «О государственной границе Российской Федерации». Закон о государственной границе 1993 г. оговаривает условия прохождения государственной границы на суше, море, судоходных реках, на водохранилищах гидроузлов, на мостах и плотинах. Согласно п. 2, в ст. 5 раздела II, на судоходных реках граница пролагалась посередине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях – по их середине или по середине главного рукава реки. Закон предусматривал сохранение контуров границы РФСФР, закрепленных законодательными актами бывшего СССР, и договорное оформление границы с сопредельными государствами, не оформленными в международно-правовом отношении. Советско-китайская граница относится к договорному оформлению границы.
Соглашение по восточному участку границы состоит из 10 статей, в которых оговариваются принципы уточнения и определения линии государственной границы. Так, статья 1 гласит, что разрешение «оставшихся от истории пограничных вопросов» должно проходить согласно «общепринятым нормам международного права», имея ввиду систему международно-правовых норм, которая сложилась после Второй мировой войны и принятия Устава ООН.
Самая большая 2-я статья документа декларирует географическое положение линии границы. Перечислены 32 пограничные точки (далее – п. т.), даны направления и расстояния границы относительно географических объектов. Линия нанесена красным цветом на советские и китайские карты в масштабе 1:100 000, все расстояния измерены по картам. Таким образом, материалы делимитации явились основанием для последующего этапа определения границы – проведения её на местности.
Статья 3 предусматривает продолжение переговоров по спорным участкам, а именно, прохождение границы от 7 до 8 п. т. и от 10 до 11 п. т. Отсутствие в открытом доступе карт, на которых должны быть отмечены спорные участки, затрудняет ориентацию на местности и подробное описание участков. Но это позволяет сделать предположение, что расстояние от 7 до 8 п.т. и от 10 п. т. – это те спорные острова на р. Уссури, которые после совместных переговоров и работы паритетной совместной комиссии по границе были переданы под юрисдикцию КНР. Заключение японского исследователя Акихиро Ивасита, подтверждает данное предположение «на линии, оставшейся неопределенной ст. 2 и требующей дальнейших консультаций согласно ст. 3, между точками 7 и 8 находится остров Большой рядом с Забайкальском и Маньчжурией (5000 га), между точками 10 и 11 – острова Большой Уссурийский (32 000 га) и Тарабаров (4000 га) напротив Хабаровска»[5]. Юридическое оформление спорных участков на российско-китайской границе стало возможным спустя 13 лет. В 2004 г. было подписано и в 2005 г. ратифицировано дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе на ее восточной части, согласно которому спорные участки были переданы, как отмечалось выше, под юрисдикцию КНР.
Статьи 4 и 5 оговаривают расположение линии государственной границы, создание совместной демаркационной комиссии, определение статуса островов на пограничных реках и точного положения главного фарватера на судоходных и несудоходных реках. А именно – линия государственной границы проходит по середине главного фарватера или по середине реки/ее главного рукава на судоходных и несудоходных реках, соответственно. «Середина главного фарватера - это линия, обозначающая середину полосы водной поверхности между двумя соответствующими изобатами на главном фарватере». В качестве основного критерия для определения главного фарватера берется его глубина в комплексе с шириной и радиусом закругления, а в качестве основного критерия для определения главного рукава реки берется расход воды при ее среднем уровне. В них оговаривается также необходимость «установление пограничных знаков» (или замена существующих), «подготовка проекта документов о демаркации границы и составление подробных демаркационных карт», что обеспечивает с одной стороны, постоянный контроль за уже разграниченной территорией, а, с другой – юридическое закрепление договоренностей. В статье 6 стороны договорились, что демаркированная линия разграничивает и вертикальное воздушное пространство и недра Земли, что подразумевает исключение каких-либо потенциальных угроз, связанных с конфликтами в воздушном пространстве.
Естественные изменения в положении демаркированной на местности линии, условия передвижения различного типа судов, включая военные, из Уссури в Амур, принадлежность островов, появившихся на пограничных реках после демаркации линии границы и появившихся непосредственно на демаркированной линии границы, а также правила плавания китайских судов, в том числе судов под китайским флагом, оговаривались в статьях 7, 8 и 9. Естественные изменения, которые могут происходить на пограничных реках, не влекут за собой изменений в положении демаркированной на местности линии советско-китайской государственной границы. Принадлежность островов, появившихся на пограничных реках после демаркации линии границы и появившихся непосредственно на демаркированной линии границы, будет определяться путем консультаций между договаривающимися сторонами. Суда различного типа, включая военные, могут беспрепятственно осуществлять плавание из реки Уссури (Усулицзян) в реку Амур (Хэйлунцзян) мимо города Хабаровска и обратно, а также китайские суда (под флагом КНР) могут осуществлять плавание по реке Туманная (Тумэньцзян) с выходом в море и обратно. Разработка правил плавания была передана под ответственность компетентных ведомств обеих сторон. Согласно ст. 10 и в соответствии российским законодательством соглашение подлежит ратификации и вступит в силу со дня обмена ратификационными грамотами.
Соглашение 1991 г. как базовый документ в договорном закреплении границы между Россией и Китаем сыграло ключевую роль в нормализации и развитии двусторонних связей. Причем этот документ не только заложил основу для решения территориальной проблемы между двумя государствами, но и стал отправной точкой в многовекторном развитии отношений. Оговоренные в рамках соглашения 1991 г. условия демаркации восточного участка границы создали возможность приступить к демаркационным работам, в результате которых российско-китайская граница в ее восточной части фактически впервые в истории получила четкое обозначение на местности. В 2004 г. на базе соглашения 1991 г. было подписано дополнительно соглашение по восточной части государственной границы, окончательно снявшее с повестки дня территориальный вопрос.
[1] Галенович Ю. М. Россия – Китай: шесть договоров / Ю. М. Галенович. М.: Муравей, 2003. – с. 353
[2] Соглашение между Союзом Советских Социалистических республик и Китайской Народной Республикой о советско-китайской государственной границе на ее Восточной Части (Москва, 16 мая 1991 г.)
[3] Акихиро Ивасита 4000 километров проблем. Российско – китайская граница / Акихиро Ивасита; пер. с яп. М. Г. Горфункель. – М: АСТ: Восток – Запад, 2006. – с. 65.
[4] Степанов Е. Д. Политика начинается с границы: Некоторые вопросы пограничной политики КНР второй половины XX в. / РАН, Ин-т Дальн. Востока. М., 2007. – с. 232
[5] Акихиро Ивасита 4000 километров проблем. Российско – китайская граница / Акихиро Ивасита; пер. с яп. М. Г. Горфункель. – М: АСТ: Восток – Запад, 2006. – с. 66.
Казакова
Ацамазовна
Татьяна Владимировна, в докладе Вы обозначили те вопросы, которые были решены при помощи заключения соглашения 1991 г. Очень интересно узнать, какие территориальные противоречия стали возникать во взаимоотношении двух стран в последующее за договором 20-летие? Если возможно, обозначьте их пожалуйста. И решались ли как-то эти противоречия на договорном уровне?
2012-10-18