Суббота Е.Л. «Самозванство» и борьба с ним во Всесоюзном обществе политкаторжан и ссыльнопоселенцев (1921 – 1935 гг.)


Суббота Елена Леонидовна

Институт российской истории РАН, аспирантка

 

«Самозванство» и борьба с ним во Всесоюзном обществе политкаторжан и ссыльнопоселенцев (1921 – 1935 гг.)

 

По справедливому замечанию историка Шейлы Фицпатрик, «в СССР сталинской поры «темные пятна» или подозрительные тени, почти неизбежные в деле любого человека, могли благополучно остаться там незамеченными на годы или даже навсегда, но при этом постоянно существовала вероятность, что в какой-то момент их извлекут на свет в качестве изобличающей улики»[1]. Эти слова можно признать справедливыми для членов Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, созданного в 1921 году.

Одной из главных задач Общества было оказание товарищеской взаимопомощи и организация с этой целью клубов, музеев, библиотек, санаториев, артелей; увековечение памяти погибших товарищей.  Высокий авторитет Общества, выступавшего в качестве своеобразного патрона над бывшими политкаторжанами и предоставлявшего хорошую возможность включиться в общественную жизнь, заняться научно-исследовательской работой, стимулировал к вступлению в его ряды. Известную роль играло и государственное финансирование – обеспечение членов Общества различными льготами (пайки, медицинское обслуживание, путевки, бесплатное жилье и др.). Если в 1921 г. в Обществе насчитывалось около 177 человек, то в 1925 г. – уже 1620 чел., а в 1934 г. – 2890 чел.[2]

С ростом популярности Общества правила приема в него становились все более строгими. Если в 1921 г. для вступления нужно было лишь заполнить анкету, то уже к середине 1920-х гг. была выработана строгая схема, согласно которой кандидат в члены Общества должен был заручиться рекомендациями двух членов Общества и дождаться получения справки из архива, в которой подтверждался политический, а не уголовный характер преступления. Можно сказать, что выяснение прошлого членов Общества с первых же дней стало одной из первоочередных задач Общества. Тем не менее, членами Общества подчас становились те, кто не имел ничего общего с революционной политической деятельностью, например бывшие уголовники. Как правило, они попадали в Общество путем сознательного обмана при заполнении анкеты и составлении автобиографии или, говоря словами исследователя Р. Харре, путем формирования ложного «документального Я»[3]. Примерами такого рода могут послужить случаи с членами Общества Михаилом Степановым и Дмитрием Ермаковским, которые до революции судились за убийства, но при вступлении в Общество скрыли это от Организационной комиссии. Михаил Степанов даже прибег к фальсификации архивной справки, сделанной им настолько искусно, что архивист не сразу понял, что она поддельная. 

Интересной с точки зрения анализа самоидентификации бывших политкаторжан можно назвать историю с Иваном Наумовым, который в 1918 г. совершил самочинный расстрел князя М. О. Меньшикова, а в 1922 г. «в целях рабочей самообороны» расстрелял двух членов жилищного товарищества, обвиняемых Наумовым в мошенничестве. Наумова исключили, но он явно не считал себя виновным, дерзко высказываясь в одном из писем: «Если бывшие революционеры в лице орг[анизационной] комиссии находят возможным так упрекать рабочего, то это характеризует ее, как пленницу буржуазно-ханжествующей психологии, еще не сжегшей с прошлым всех мостов. Вы не видели поведения Марца, Рыбакова и Меньшикова, вы судите отвлеченно, а я – наоборот, а потому убежден, что они были где скрытыми, где открытыми классовыми врагами, а потому моя совесть спокойна и мести я не боюсь»[4]. Из Общества Наумов был исключен как носитель мелкобуржуазного мышления, к тому же не осознавший «вред совершенных им анархических действий»[5].

В истории Общества политкаторжан было много случаев менее криминального характера: сокрытие своего социального происхождения, национальности, имущественного положения, принадлежности к той или иной партии или оппозиции. Проверка анкет и автобиографий, регулярные «перерегистрации» помогали выявлять подобные случаи и очищать Общество от нежелательных личностей. Подробнее об этом будет рассказано в докладе, посвященном феномену самозванства в истории ВОПК.

 

Источники:

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 533. Оп.3. Д. 998, 2066, 2834 и др.

 

Литература:

1) Конспект времени: Труды и дни Александра Ратнера. М., 2007.

2) Фицпатрик Ш. Срывайте маски! Идентичность и самозванство в России XX века. М., 2011.

 



[1] Фицпатрик Ш. Срывайте маски! Идентичность и самозванство в России XX века. М., 2011. С.25-26.

[2] Конспект времени: Труды и дни Александра Ратнера. М., 2007. С.302.

[3] См.: Фицпатрик Ш. Там же. С. 24-29.

[4] Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.533. Оп.3. Д.2066. Л.30. Орфография и пунктуация автора сохранены.

[5] ГАРФ. Там же. Л.29.

 




Вконтакте


Facebook